Город Неизвестный Омск фоторепортаж Парк Советского периода, масоны и сказочный лес: прогулка по району возле аграрного университета

Парк Советского периода, масоны и сказочный лес: прогулка по району возле аграрного университета

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов знакомит читателей с городом в рубрике «Неизвестный Омск»

Здание аграрного университета напоминает сказочный замок

Помню, я еще только-только начал свои прогулки по неизвестному Омску, а читатели и друзья уже обращались ко мне с просьбой рассказать про район около аграрного университета, территория которого включает тысячу гектаров земли, что в разы больше, чем у других подобных вузов в России. Признаюсь, я никогда не углублялся в его леса и парки и не понимал, что же такого интересного они таят. Поэтому, когда меня в очередной раз попросили написать про этот уголок Омска, я согласился. Тем более, что наш крутой фотограф Елена Латыпова знала в этих лесах каждую белку.

Мы встретились с Еленой на остановке «Дворец творчества», там, где когда-то был «Дом пионеров». От былого названия остался памятник, по которому сразу видно, что каждый из этих советских тинейджеров — готов!

У Иртыша

Фотограф пошла в лес с видом бывалого партизана или Сусанина. А я поплелся следом, отмахиваясь от комаров размером с кошку, и удивляясь тому, сколько у нас таких мест — вроде идешь по городу, а свернул за угол и ты уже в лесу.

В лесу (язык не поворачивается назвать его парком) возле Дворца творчества нашелся целый ручей со смешным названием — Кизюринский. И даже небольшая речка. К сожалению, и тут люди постарались на славу — какие-то альтернативно одаренные ребята накидали в воду мусор. Видимо, не дает человеку покоя процветание природы, хочется как-то напакостить. Но ручей смог пробиться под завалами, добежать до речки, а потом и в Иртыш.

Но эти, казалось бы, безлюдные места вовсе не так уж необитаемы. Тут пробегают и проезжают спортсмены, тропками до остановки бредут с уловом рыбаки, выгуливают своих хозяев четырёхлапые омичи.

Выйдя из леса и продвинувшись немного вдоль берега, натыкаешься на громаду гостиничного комплекса «Иртыш». В его очертаниях угадывается корабль или яхта. Отель начал работать с 1992 года и сейчас в нем проводятся свадьбы и корпоративы, которые в летнее время чаще всего плавно переходят прямо на реку.

Здания, стоящие на берегу, очень контрастируют друг с другом. Глядя на деревянный забор с постройками, понимаешь, что угадать их возраст на взгляд невозможно. От одного из домов идёт красивый плетёный забор.

У берега пришвартованы несколько барж, которые облюбовала для игр местная детвора. Приятно наблюдать за детьми, у которых детство не ограничено планшетом и смартфоном.

Увидев нас, один из парней начал играть мускулатурой. Мы напророчили ему будущее как минимум Мистера Олимпии. Еще чуть-чуть подкачаться и хватит.

Позже мы увидели, что на барже не только удобно загорать — с неё еще и очень круто нырять в реку. Бомбочкой, конечно, чтоб брызг побольше. Нам тоже предложили, но мы забыли взять купальные костюмы и воздержались от такого удовольствия.

На берегу стоял еще один интересный дом. Во-первых, все его постройки находились на разных уровнях и от дома до забора вела по склону лесенка, а во-вторых, по нему сразу видно, что в нем живет кто-то связанный с рекой.

Не проходить же мимо такого памятника архитектуры, не познакомившись с хозяином.

В этом доме со своей супругой живут Валентин Остроухов. Дом остался ему в наследство от родителей в 1949 году. По его словам, дом хоть и старый, но надёжный.

— Очень хорошее место. Я бы ни за что в благоустроенную квартиру не переехал. И зимой хорошо. Печку топим, дрова заготовлены. Главное, за домом следить, всё делать заранее. Мы с бабушкой живём душа в душу, не жалуемся. У нее пенсия пятнадцать, у меня пятнадцать. Не жалуемся. Дети если что помогают, — рассказал мужчина.

Подступы к дому охранял черный пес, который исправно лаял на неизвестных ему гостей.

Валентин Петрович поделился, что раньше возле его дома была отличная рыбалка, а удочку забрасывать можно было чуть ли не с крыльца. Он перечислил неизвестные мне названия рыб, которые ловились тут в прежние времена.

— А щас мужиков жалко. Я смотрю сверху, вот они сидят, сидят, пять часов. И ничего не могут поймать. Чтобы в пятиэтажках своих не сидеть, сюда приходят. А потом ёршика поймают маленького и радуются. Потом привирают друг другу. Рыбы не стало здесь. Это потому, что вода намыла остров, и коса увеличилась. Рыба мимо проходит. Не идёт сюда, — поделился Валентин Петрович.

Раньше он работал на судоремонтном заводе сварщиком и собирал огромные краны. Свою работу и молодость он вспоминает с любовью.

— Мы отлично получали. Одевались, обувались с иголочки. В отпуска ездили. Всего хватало. Я бы сейчас не раздумывая в то время вернулся, в ту страну, — подытожил мужчина.

А мы вернулись к «Иртышу», поднялись выше и по зеленому коридору пошли вдоль улицы Кулибина.

На этой улице, названной в честь русского механика, изобретателя и чудодея, прозванного в свое время «нижегородским Архимедом», стоит многоквартирный дом, который, судя по виду, мог застать и самого Кулибина.

За порядком во дворе дома следит бравая хаски. Грозный щенок уже сидит на цепи и оповещает всю округу забавным звонким лаем.

Дом оказался моложе, чем я думал — ему 107 лет.

— Этот дом 1912 года постройки. Он с сороковых годов уже подлежит сносу. Простоял уже более двух сроков своих. Я живу здесь со студенчества. Все власти, которые он застал, обещали расселить его. Некоторые квартиры в ужасном состоянии, сейчас здесь уже не все владельцы живут, — поделилась живущая в старинном доме Нина.

Она призналась, что ей нравится жить на земле, ухаживать за огородом и при этом находиться недалеко от центра города. Женщина надеется, что и после расселения ей предоставят частный дом.

Сейчас в доме живут несколько семей. В 60-х годах в нём разобрали печи и сделали отопление. Но за всё время, что здесь стоит дом, в нем никогда не было капитального ремонта.

По соседству есть еще один интересный дом. Его владелец облюбовал себе местечко на склоне. Крыша находится вровень с землей, и остается только догадываться, как прекрасно его хозяевам живется во время весеннего паводка, когда талая вода стекает вниз по склону.

Все окрестности усиленно охраняются барбосами разной степени волосатости, а по дорогам, сроду не видевшим асфальта, периодически курсируют полицейские машины. При этом местные жители утверждают, что район спокойный.

Как вы представляли себе улицу с названием Астрономическая? Наверняка именно так — сарайчики, частные домики, заборы и поленницы. Как тебе такая астрономия, Илон Маск?

Ну и типичный для всех любителей моей рубрики пейзаж — дорогой коттедж и стоящий рядом «крузак». Омская лакшери жизнь во всей красе.

Мы исследовали район со стороны Иртыша и решили перебраться на сторону аграрного университета. Там во всю кипела работа — омичи высаживали цветы и обновляли клумбы.

Парк Советского периода

Вокруг аграрного университета раскинулся огромный лес, который просто не мог остаться без хозяина. Поэтому я совсем не удивился, когда на одной из аллей нам на встречу вышел местный леший. Мы немного постояли с ним, поговорили о жизни. Леший пожаловался на омичей, которые мусорят на вверенной ему территории, вспомнил о миграции белок, упомянул вороватых дроздов. Мы согласно покивали головой и пошли дальше, а лесной сторож продолжил следить за своей вотчиной.

Когда видишь здание одного из факультетов аграрного университета и площадь перед ним, сразу понимаешь, насколько масштабно при советах умели строить. Море пространства — выходишь с учебы и огромная площадь, спускаешься и еще одна площадь, а кругом гектары леса.

Природа и погода поработали над зданием, и оно сейчас больше похоже на старый завод, чем на учебное заведение. При этом понимаешь, что простоять оно может еще не меньше египетских пирамид.

На территории университета есть несколько озер. Вода в них очень чистая — видно водоросли и дно. Картинка такая, будто и не в Омске находишься. Хотя студенты и другие жители города и тут приложили руку к облагораживанию — у берега плавают бутылки и другой мусор.

Неподалеку скачет проворная белка. Бездорожье её не смущает, скорее наоборот. Да и вообще кругом летает множество разных птиц, вокруг звуки леса. Я не удивился бы, если бы из соседних кустов вышел олень. Не аграрный университет, а Хогвартс какой-то.

Есть на территории «аграрки» и новострой, правда, из-за изобилия растительности, совмещенной с элементами промзоны, выглядит этот дом немного заброшенным, будто жильцы его покинули, а природа наоборот начала осваивать.

Рядом с жилым домом находится несколько общежитий. На крыльце одного из них стояли будущие аграрии и мичурины. Атмосфера здесь чем-то напоминала новосибирский студгородок. Тоже высоченные ели, кругом зелень, ухоженность, совмещенная со стариной, и дома советской постройки.

Зайдя за одну из общаг, мы обнаружили очень живописную картину — дом у озера. Саму постройку было почти не видно за деревьями. Кто-нибудь из вас угадал бы, что это место находится в 10 минутах езды от центра Омска?

Дом, в котором живёт Руслан

Обогнув озеро у чудесного дома, мы вышли к не менее чудесному двору. Там стояли две зелёные «Оки» и старый «Газ», напомнивший мне грузовик циркача дядюшки Мокуса, друга поросёнка Фунтика.

Вблизи всё стало еще интересней. Судя по знакам, надписям и предупреждениям, за забором находилась то ли секретная «Зона 52», где ставят опыты над инопланетянами, то ли база одного из героев «Безумного Макса», который болеет за омский «Авангард».

Помимо забора, видеонаблюдения и надписей, сулящих нарушителям жестокие кары, двор охраняла и собачка размером с молодого медведя. Как позже выяснилось, с гордым крейсерским именем Аврора. Когда-то она уже была замечена нашим корреспондентом Витей Старцевым во время одного из заданий и даже порвала ему штаны. Правда, хозяин собаки потом отдарился Вите стильными джинсами.

Оказалось, что дом и двор принадлежат Руслану Рефальскому. Он живет здесь с 1996 года и занимается бизнесом. Весь его дом и двор заставлены кучей интересных вещей, по которым сразу видно, что им не один десяток лет.

— Старики умирают, от них вещи остаются. Я их сохраняю. Дома эти сохраняю. Людям кое-что рассказываю. Пытаюсь выжить. Кому могу, чем могу помогаю. Что-то дарю кому-то, — поделился Руслан.

Руслан живет в доме с супругой и еще одним четвероногим другом.

Он сходу озадачил меня рассказами о масонах, тайном правительстве, мировых заговорах и чудесных находках, которые он и его знакомые обнаруживали в лесах «аграрки».

— На территории сельхозинститута была создана масонская ложа. Её создал первый ректор — Сапрыкин. Бывший министр сельского хозяйства Киргизии. Вон семисвечник старинный стоит, это их, — поделился Руслан.

Он еще долго рассказывал о найденном на территории университета раритетном автомобиле «Руссо-Балт» с деревянным корпусом, о старинной офицерской шашке, которую раскопал и подарил омским казакам. Мужчина пенял на власти и органы правосудия, которые, по его мнению, далеки от совершенства. Истории лились бесконечным потоком — он с легкостью перескакивал с одной на другую. При этом омич эпично жестикулировал и курил одну за одной сигареты, смачно затягиваясь крепким дымом.

Он показал свой двор и заявил, что любит здесь каждую вещь. Но при этом легко дарит ценные находки и людям, и музеям.

Интересно, как бы отнеслась кхалиси Дейенерис к такому неуважительному размещению дракона на советском штандарте?

А сидящего на воротах Ермака Тимофеевича Руслан собирается убрать в дом. По словам мужчины, его все хотят забрать, а это подарок, который, как известно, не отдарок.

Рассказав массу удивительных, секретных и невероятных историй, Руслан на прощание попросил меня сделать совместное фото, непременно с удостоверением журналиста.

— Ты первый посвященный журналист. Будешь. Согласно завещания Священного Синода Китеж-града, — заявил мне специалист по масонскому движению России с 1900 по 2000 годы.

Я с гордостью попрощался с Русланом, и мы пошли дальше.

Обед по расписанию

Перед путешествием мы не успели пообедать, а проходя по Сибаковской улице, увидели кафе с очень студенческим названием DECANATE. Решено было попробовать, чем угощают в местном деканате. Сразу же понравилась приятная и уютная атмосфера внутри — будто находишься в одном из сериалов, где главные герои постоянно сидят в каком-нибудь баре. Меню удивило поистине студенческими ценами, а порции размером. Я пробовал местный лагман. Рекомендую. Путешествие мы продолжили сытыми и довольными.

Университет

В 1918—1921 годах в Омске открыли три института — сельскохозяйственный, ветеринарный и медицинский. Сельскохозяйственный институт был создан как частное учебное заведение, на пожертвования частных лиц, предпринимателей и казачества. Первые занятия проходили в торговом доме купчихи Шаниной. В 1921 году в сельскохозяйственном институте учились уже около 150 студентов. А в 1922 году сельскохозяйственный и земельный институты объединили и назвали Сибирской сельскохозяйственной академией, через два года переименовав в Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства. В 1935 году вуз наконец-то стал называться Омским сельскохозяйственным институтом. Он носил имя Кирова, а имя Петра Аркадьевича Столыпина ему присвоили только в 2011 году. 24 февраля 2018 года ему исполнилось 100 лет.

Статуя Владимира Ильича показывает на грядку, как бы недоумевая, почему тут так мало растений.

Фото не передает всего размаха, но одно могу сказать точно, что выходя из здания университета и видя такую картину, наверняка сразу хотелось сеять разумное, доброе и вечное, бороздить космос и осваивать целину.

Жаль, что от ушедшей цивилизации остались только редкие памятники. Как рассказали местные жители, фонтан с крокодилом и лягушками долгое время был заброшен, но потом его восстановили и починили добровольцы. Во время нашего визита он не фонтанировал, но может быть это связано с дождливой погодой, которая была днем.

Поблизости, в Горном переулке, находится несколько жилых домов, стоящих в зелени. Выглядят они очень ухоженно, да и вокруг чисто, высажены клумбы, под окнами небольшие палисадники. Будто попал в небольшой европейский городок, где живут пенсионеры.

Завсегдатаи бани

На улице Горная, 4 находится баня. О том, что в этом здании расположена именно баня, было не сложно догадаться — у её дверей стоял атлетически сложенный полуголый мужчина, от которого так и веяло жаром. Он выглядел как секьюрити, стоящий на дверях ночного клуба и не пускающий внутрь никого, кто одет не по дресс-коду.

Я подошел познакомиться к заядлым купальщикам и выяснил, что мужчины, представившиеся Виктором и Тарасом, ходят в эту баню уже давно. Они даже затруднились назвать свой стаж.

— Отличная баня! Сами попробуйте. Тут и мужской, и женский залы есть. Сюда очень многие люди ходят, и не только местные. Некоторых еще в детстве сюда детьми водили, им уже по 30-40 лет, а они всё ходят, парятся, — рассказал один из мужчин.

У дверей бани сидел кот, который выглядел так, будто пережил пару войн и развод с женой. Как объяснили мужчины, это местный сторож. С их слов, он не знает счета в разбитых кошачьих сердцах, является отцом доброй половины местных котят, а остальные окрестные мурлыки его очень уважают. На нас он никак не отреагировал — продолжил тихо сидеть на крыльце, думая о былом.

Пока мы общались с любителями бани, к ней подошел еще один мужчина, которого тут же представили как самого главного историка. Он назвался дядей Лёней и сходу заявил, что может рассказать множество интересного про ариев, Гиперборею и наших славных предков.

— Только я не историк. История, знаете, от какого слова — «из Торы я». То есть она придумана и пересказана теми, кто эту лживую книгу написал и почитает, — объяснил мужчина.

Пока дядя Лёня открывал мне глаза на множество вещей и понятий, местный кот тоже решил заняться банными процедурами. К разговору он не прислушивался. Видно было, что все эти рассказы он слышал уже не раз.

На прощание дядя Лёня рассказал мне о том, как наши предки приветствовали друг друга.

— Вот так прижимаешь правую руку к двум чакрам на груди — одна там, где солнечное сплетение, вторая — где сердце. Это как знак добрых намерений и доверия. А потом вздымаешь руку к солнцу. От сердца к солнцу, — показал дядя Лёня.

Мужчина рассказывал очень интересно, но спешил попариться, поэтому мы попрощались, крепко пожав друг другу предплечья. Тоже по традиции предков. Мы с Еленой пожелали всем лёгкого пара и пошли дальше.

Под башней

Рядом с баней стоит дом, окруженный огородами, а прямо над ним высится омская телебашня. Среди грядок суетилась женщина в платке. Я решил узнать у нее, каково это — жить в центре медиа-вещания?

— Да нормально всё тут! Я глухая, поэтому не жалуюсь! — начала она.

Надежда Фёдоровна рассказала, что живёт здесь 56 лет. За это время у неё сменилось множество соседей.

— Были и такие, кто жаловался, что мол голова болит или глаза. Из-за башни значит. Я не знаю. У меня не болит. А район прекрасный. Я огород люблю. Люди здесь хорошие, — рассказала пенсионерка.

Пока мы общались с Надеждой Федоровной, у наших ног выписывала восьмерки кошка Люся. Только я обрадовался и заметил, что кошки любят хороших людей, как мои иллюзии были разрушены.

— Да эта Люська никому прохода не даёт, кто мимо проходит — у всех в ногах вертится, — заявила бабушка.

А я решил, что обязательно вернусь сюда, чтобы погулять. Пройдусь по лесу, перекушу в студенческом кафе, загляну на кофе к Руслану и послушаю кучу эпичных историй про масонов. А может быть даже попарюсь в бане с Виктором, Тарасом и дядей Лёней. Если кот пустит.

Александр Зубов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства