18 июля четверг
СЕЙЧАС +21°С
  • 5 июля 2019

    Скрой комментатора

    Наш сайт продолжает улучшаться. Теперь изменения коснулись комментариев. Мы вернули на новую вёрстку возможность скрыть неугодного комментатора и вы больше не будете видеть его сообщений. Ещё интереснее то, что теперь любым комментарием можно поделиться в соцсетях. 

    3 июля 2019

    Колонки воочию

    На главной нашего сайта теперь вы можете увидеть не только топ-5 читаемых материалов, но и колонки на злободневные темы. Напоминаем, что автором рубрики «мнения» может быть каждый. У вас есть больная тема, о которой вы можете взвешенно и интересно рассказать - пишите на почту news55@ngs.ru

    21 июня 2019

    Новое приложение для IPhone

    Мы сделали принципиально новое приложение для IPhone. По внешнему виду он почти не отличается от мобильной версии сайта, зато комментировать стало легче, а статьи можно сохранять в «избранное» и читать даже оффлайн. Спасибо, что вы с нами. Кликайте на «Подробнее», чтобы скачать

    Подробнее
    Еще

Розовая мечта с двигателем от БТР: катаемся на ЗиМе, который 30 лет возил омского священника

Тест-драйв машины, на которой Элвису с Барби положено уехать в закат

Поделиться

По словам Михаила Засорина, в Омске это последний из ЗиМов, оставшийся на ходу

Фото: Елена Латыпова

Омский автореставратор Михаил Засорин как-то подумал: «Почему у Элвиса есть розовый "Кадиллак", а у меня нет?» К этому моменту омич уже восстановил Buick Series 40 Model, Chevrolet Fleetmaster, ГАЗ-67, кучу 21-х «Волг»... И вот Засорину попались ржавые останки ЗиМа 1955 года. Как она выглядит теперь и что чувствует человек за рулём этого монстра — в тест-драйве от корреспондента NGS55.RU Антона Малахевича.

Машина времени

1955 год, Омск. Вот-вот начнёт работать нефтезавод, Нефтяники похожи на огромную стройплощадку, левый берег — сплошной пустырь, и лишь центр отдалённо напоминает сегодняшний. Кремовый ЗиМ в той обстановке — всё равно, что космический аппарат. Собственно, первые несколько лет жизни машины мало кто из прохожих мог её идентифицировать. «Американец какой-то», — наверное, думали. Православный батюшка на заднем сиденье, конечно, тоже вызывал вопросы.

Аппарат действительно даже по мировым меркам был в тренде. 90 «лошадей», пять с половиной метров длины, передний и задний диваны, несущий кузов. А коробка — вроде и механика, но с хитрой гидромуфтой: даже если включить третью и бросить сцепление, ЗиМ плавно поползёт вперёд. Затем можно остановиться, прямо на передаче, не выжимая сцепления, и двигатель не заглохнет. Гидромуфта, тяговитый движок и длинная прямая передача творят чудеса: получился «автомат» по-советски.

И вот проходит 60 лет. Я на том же ЗиМе выезжаю на другой Красный Путь. Другие прохожие смотрят на машину, и (дежа-вю!) снова не могут её опознать, снова смотрят с восхищением. Ну что это, если не машина времени?

Завод имени Молотова выпустил около 20 тысяч таких машин, то есть в среднем всего по три-четыре автомобиля в день

Завод имени Молотова выпустил около 20 тысяч таких машин, то есть в среднем всего по три-четыре автомобиля в день

ЗиМы были или чёрные, или изредка бежевые. Иными словами, этот может оказаться единственным розовым в своём роде

ЗиМы были или чёрные, или изредка бежевые. Иными словами, этот может оказаться единственным розовым в своём роде

Барби и Элвис

Да, много воды утекло, ЗиМ за это время сгнил, потом восстал из пепла и огламурился... Снаружи он ещё нежно-розовый, а вот внутри откровенно сваливается в Барби-стилистику.

— Нет! — возмущается Михаил Засорин. — Я его под «Кадиллак» Элвиса делал!

Трогаться можно с любой из трёх передач, а первая играла роль пониженной: да, с советскими дорогами она была нужна даже представительскому классу

Трогаться можно с любой из трёх передач, а первая играла роль пониженной: да, с советскими дорогами она была нужна даже представительскому классу

Ламповый радиоприёмник прославился не божественным звуком, а тем, что напрочь высаживал аккумулятор за какие-то несколько часов даже в режиме молчания

Ламповый радиоприёмник прославился не божественным звуком, а тем, что напрочь высаживал аккумулятор за какие-то несколько часов даже в режиме молчания

Красота — она в деталях

Красота — она в деталях

Говорит, что-то стукнуло в голову: дай-ка тоже сделаю себе советский розовый «Кадиллак». Вот, сделал. Король рок-н-ролла оценил бы, хотя он тоже вряд ли знал что-то об этой машине. Конечно, высокопоставленного омского священника она возила, ещё будучи бежевой. Как звали этого человека, сказать сложно, но ЗиМы полагались самой верхушке вплоть до члена ЦК политбюро или министра. Для них исключительная плавность и полагалась.

Если не брать во внимание цвет, машина почти оригинальная: от базовых узлов до лампового радиоприёмника. А вот протопить здоровенный салон, которому позавидует любой представитель современного автомобильного бизнес-класса, родная печка не в силах: Засорин поставил в свой ЗиМ сразу две жигулёвских — одна греет передних пассажиров, другая — задних.

Главный человек в ЗиМе — не водитель, а тот, кто сзади

Главный человек в ЗиМе — не водитель, а тот, кто сзади

Впервые в отечественных машинах здесь появилось заднее гнутое стекло. Переднее, правда, оставили V-образным

Впервые в отечественных машинах здесь появилось заднее гнутое стекло. Переднее, правда, оставили V-образным

Найти подобные мелочи сейчас очень трудно. И влетит это в копеечку

Найти подобные мелочи сейчас очень трудно. И влетит это в копеечку

С сердцем БТР

В Омске ЗиМов на ходу, по словам Засорина, больше нет. В конце 1980-х машина ушла из епархии к частнику, а он потом продал людям, которые хотели восстановить укатанную машину.

— Не смогли осилить. И я больше обычного с ним провозился — около полутора лет. Даже сравнительно простые машины, 21-ю «Волгу» или «Победу» восстанавливать сложно. А эта — вообще караул. Как минимум, она просто значительно больше. Запчастей на неё тоже уже нет, в отличии от той же «Волги»: до сих пор на неё любую деталь можно купить, хоть целиком из покупных запчастей собирай, — говорит Михаил Кузьмич.

Капот открывается на обе стороны и при необходимости легко снимается полностью

Капот открывается на обе стороны и при необходимости легко снимается полностью

Двери здесь распахиваются в разные стороны, формируя такой проход, в который легко пройдёт самый толстый чиновник

Двери здесь распахиваются в разные стороны, формируя такой проход, в который легко пройдёт самый толстый чиновник

Молотов наверняка гордился

Молотов наверняка гордился

К тому моменту ЗиМ дозрел до состояния металлолома. Как говорит Михаил Засорин, обычное дело: остались только крыша с капотом, а всё остальное пришлось варить заново.

— Когда сделал, сразу поехал на выставку в Новосибирск. Крейсерская — сотка, а при необходимости 120 идёт. Правда, даже по трассе ест 18 литров — эти же две тонны таскать надо, — рассказывает автореставратор.

Рядная «шестёрка», чугунный блок — всё до безобразия просто и надёжно

Рядная «шестёрка», чугунный блок — всё до безобразия просто и надёжно

И красиво, и безопаснее, чем на 21-й «Волге»

И красиво, и безопаснее, чем на 21-й «Волге»

Бампера с завода шли не хромированные, а крашеные под хром

Бампера с завода шли не хромированные, а крашеные под хром

Этот двигатель — рядную «шестёрку» с чугунным блоком — потом ставили на БТР-40. Максимальные обороты — всего 3600, зато момента — море, как у дизеля.

К сожалению, сейчас Засорин снял со своего ЗиМа гидромуфту, превратив коробку из «полуавтомата» в обыкновенную «механику». Да, плавности поубавилось в несколько раз, особенно на холодной машине: норовит заглохнуть. Пикантности добавляет тяжеленный руль: никаких гидроусилителей на заводе имени Молотова не предусмотрели.

На такие подножки и наступать как-то неловко

На такие подножки и наступать как-то неловко

Резина той самой модели, какая шла с завода. Её, по словам Михаила Засорина, по гаражам ещё навалом — а вот машин уже нет

Резина той самой модели, какая шла с завода. Её, по словам Михаила Засорина, по гаражам ещё навалом — а вот машин уже нет

Багажник, кстати, вместительный

Багажник, кстати, вместительный

В общем, удовольствия от вождения, особенно в городской тесноте, как нетрудно догадаться, я не получил: ну непривычны мы уже к таким танкам. Снова пересел назад — и розовый уже вроде не вырвиглаз, а нормальный такой розовый. Надо бы Элвиса переслушать.

Забавно же: на одних и тех же улицах с интервалом в 60 лет этот ЗиМ выглядит одинаково экстравагантно

Забавно же: на одних и тех же улицах с интервалом в 60 лет этот ЗиМ выглядит одинаково экстравагантно

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Созерцатель
28 мая 2019 в 12:11

Ездил всего лишь однажды (и случайно) на ЗиМе черного цвета. Лет тридцать назад зимой, будучи студентами, стояли с другом на остановке Парк имени 30-летия ВЛКСМ (в сторону центра города) и тормозили частника, чтобы уехать в Нефтяники. И остановился ЗиМ, водитель которого согласился нас подвезти. Мы даже не поняли, что это за машина и спрашивали название автомобиля у водителя. Просторный салон с двумя откидными сиденьями. В салоне было тепло в зимнее время. На ходу автомобиль ощущается очень массивным (очень напоминает современный Hummer по массивности на ходу).