Дороги и транспорт «Если есть зелёная трава — штрафуем»: как борются с незаконными парковками в Омске

«Если есть зелёная трава — штрафуем»: как борются с незаконными парковками в Омске

Войну за газоны муниципалитет проигрывает

Соблюдать правила парковки омские автовладельцы стараются не всегда (и это ещё мягко сказано)

Ситуация с незаконными парковками в Омске очень сложная. Это бросается в глаза: машины нарушителей вечно стоят на газонах, на тротуарах, в остановочных карманах, перед знаками пешеходного перехода и в других непредназначенных для этого местах. «Если они там стоят, значит никто их не наказывает», — может подумать в связи с этим среднестатистический горожанин. Кого-то эта мысль побудит тоже нарушать правила, кого-то возмутит. Учитывая масштабность и значимость этой проблемы для города, NGS55.RU решил попробовать внести ясность. Кто именно штрафует нарушителей и штрафует ли вообще?

В первую очередь приходит в голову ГИБДД, но всё оказывается намного сложнее. В отделе пропаганды безопасности дорожного движения нам рассказали, что автоинспекция наказывает только тех нарушителей правил парковки, которые делают своё грязное дело на тротуарах, в остановочных карманах и перед знаками пешеходного перехода, то есть нарушают ПДД. О парковках на газонах ПДД молчат, а вместе с ними молчит и Кодекс об административных нарушениях, так что тут полиция бессильна. Именно по этой причине остался ненаказанным, например, один из героев нашей рубрики «Я паркуюсь как…», закативший дорогую машину на газон прямо на Любинском проспекте.

Борьба с любителями парковаться на газонах не относится к сфере полномочий ГИБДД. Санкции против таких нарушителей — дело окружной администрации

— За газоны отвечает администрация, — объясняют в таких случаях в ГИБДД.

Речь идёт об администрации городских округов. В каждом округе есть административно-технический отдел и административная комиссия, рассматривающая дела о нарушениях и направляющая протоколы в общегородское управление административной практики и муниципального контроля. Именно начальнику этого управления Алексею Задорожному приходится отчитываться о борьбе с незаконными парковками. В последний раз он это делал в ноябре в горсовете — и депутатам его отчёт не понравился.

Чиновники в связи с парковочной темой должны опираться на правила о благоустройстве Омска. Согласно пункту 5 статьи 125, запрещено «осуществлять остановку, стоянку транспортных средств на детских площадках, спортивных площадках, площадках для отдыха, газонах, других земельных участках, на которых имеются зеленые насаждения, в том числе в период их нахождения под снегом».

— Здесь не так просто, как было ещё три года назад, — призналась в телефонном разговоре глава административно-технического отдела администрации Советского округа Тамара Кутузова.

Проблем, как выяснилось, две. Во-первых, если неправильная парковка зафиксирована с помощью обычного фотоаппарата, то с точки зрения закона можно наказать только того, кто фактически нарушил правила. Нужно доказывать, что именно владелец автомобиля был за рулём, а это практически нереально. Надо затребовать необходимые данные у ГИБДД и УФМС, вызвать хозяина машины на заседание комиссии, получить ответы на вопросы, составить протокол, но в 99% случаев вызовы просто игнорируются.

— В результате мы часто работаем просто на корзину, — констатировала Кутузова.

Машины, стоящие прямо на газонах, в Омске можно видеть где угодно

Кстати, эта самая корзина упоминалась и в горсовете в связи с ноябрьским докладом Задорожного.

— По моим данным, — говорил тогда депутат Дмитрий Петренко, — вы передали в 2017 году полномочия по борьбе с нарушителями в округа, не дали им необходимую технику, люди полгода работали, а вы все их протоколы выбросили в корзину, потому что у них фотоаппараты не лицензированы.

Задорожный назвал данные Петренко «не совсем достоверными», но теперь ясно, по какой причине работа чиновников с протоколами может не приводить к желаемому результату. Выход из этой ситуации есть. Называется он «ПаркНет», это устройство, которое автоматически фиксирует нарушение и позволяет использовать по отношению к владельцу неправильно припаркованного авто презумпцию вины. «ПаркНет» используется и сейчас.

— В прошлом году мы заключали договор с казачьей организацией, — рассказала Кутузова, — выезжали на места вместе с ней. В этом году с мая тоже будет заключён договор…

Суды, по словам чиновницы, слишком часто встают на сторону нарушителя: они готовы ограничиться предупреждением, если раньше нарушений не было, и только при рецидивах выписывают штраф (от тысячи до пяти для физических лиц, до 300 тысяч для организаций). Но это относится только к случаям с обычной фотофиксацией. Если поработал «ПаркНет», возможен только один исход — штраф, причём дело рассматривается вдвое быстрее.

«ПаркНет» у администрации Советского округа будет только один, и покарать всех нарушителей в округе с его помощью наверняка не получится. Но главная проблема даже не в этом: нынешнее толкование правил благоустройства предполагает, что парковаться на газоне нельзя только в том случае, если на нём растёт зелёная трава.

— К сожалению, если травы нет, мы ничего не можем сделать, — призналась Тамара Кутузова. — Мы, конечно, понимаем: так всё выездят, и ничего не будет…

Так выглядит типичный для Омска пейзаж. Водитель авто объясняет, что «все тут паркуются» и что он привёз ребёнка в детский сад. До пустой легальной парковки примерно 200 метров. Трава на этом газоне уже не вырастет

Это уточнение и в самом деле очень выгодно для нарушителей. Получается, парковаться на газонах они имеют право большую часть года, и мы понимаем, что достаточно несколько раз побуксовать по весенней грязи, чтобы конкретный газон уже никогда не стал зелёным (и превратился в место для постоянной и вполне легальной парковки). При такой постановке вопроса газоны становятся невозобновляемым ресурсом, борьбу за который город постоянно проигрывает.

А борьба всё-таки идёт. В Советском округе в прошлом году с помощью «ПаркНета» был наказан 1071 нарушитель. В Центральном округе тоже есть хорошая статистика, хотя и куда более скромная.

— В 2018 году мы направили в административную комиссию 741 материал о нарушениях, — рассказали нам в администрации ЦАО.

Проблемы в этом округе, конечно, те же.

— Если есть зелёная трава — штрафуем, — констатировал сотрудник администрации.

Если предположить, что летний сезон длится примерно пять месяцев (с 1 мая по 1 октября), получится, что в ЦАО в прошлом году составляли в среднем пять протоколов в день, а в САО — семь. Для обширного округа этого, по-видимому, слишком мало, чтобы водители понимали неотвратимость наказания, но ждать изменения ситуации не приходится.

Николай Эйхвальд
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства