Татары: узнаем о жизни, стереотипах и быте одной из самых больших народностей России

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов рассказывает о национальностях, проживающих в Омске

Поделиться

Сабантуй — это всегда полный стол сладостей

Фото: Александр Зубов

Говорят, поскреби русского — найдешь татарина. Два этноса, живущие плечом к плечу с давних времен, успели и повоевать, и породниться, и обзавестись общей историей, и позаимствовать множество слов и традиций. Сегодняшний материал посвящён татарам.

История

Татары — это тюркский этнос, состоящий из множества субэтносов, где одним из крупнейших являются сибирские татары. На территории Сибири они проживают со времён Сибирского ханства. Селения сибирских татар были расположены в Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области. Сейчас татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. О татарах, их традициях и стереотипах с корреспондентом NGS55.RU Александром Зубовым побеседовал сопредседатель совета региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Камиль Сайфулин.

Село Себиляково, 1970–75 годы. Часть села исчезла после подмыва берега Иртышом в середине 1980-х

Село Себиляково, 1970–75 годы. Часть села исчезла после подмыва берега Иртышом в середине 1980-х

По словам Камиля, сейчас в Омской области проживает свыше 42 тысяч татар. Это примерно 2% от всего населения.

— История татар Омской области начинается в Таре. Раньше Омск отставал по развитию от Тары. Ведь Тара находилась на Московском тракте. Все изменила железная дорога. Если бы она прошла севернее, то, скорее всего, это Тара была бы городом-миллионником, — начал рассказ Камиль.

Базарная площадь Тары, 1913 год

Базарная площадь Тары, 1913 год

Он добавил, что в Таре жило много потомков купцов-бухарцев, приехавших в Россию из Узбекистана торговать и решивших осесть в Сибири. Среди всех купцов особенно выделяется семья Айтыкиных — тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. 

Айтыкины

Айтыкины

Родоначальник династии основал бухарскую слободу в Таре. Его дети Нияз и Кармышак вошли в тарское купечество, а в 1827–1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда. 

Жилой дом купца Айтыкина, Тара

Жилой дом купца Айтыкина, Тара

Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожи, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Торговцы из Бухары смешивались с сибирскими татарами, образовывая семьи. 

Пароход Айтыкиных

Пароход Айтыкиных

В Омской области также есть около двух десятков деревень, в которых население всегда было преимущественно татарским. В Большереченском районе — Уленкуль, Черналы, Тусказань, Чебаклы, в Тевризском районе — Утузы, Тайчи, Ташетканы, Байбы, Кускуны, Тавинск. Большинство из них находится на севере Омской области.

Хусаин Шихов, Апакай Бурганов, Хайрулла Ахметов, Шаяхсаллям Шихов из Уленкуля

Хусаин Шихов, Апакай Бурганов, Хайрулла Ахметов, Шаяхсаллям Шихов из Уленкуля

Купец Хамза Аппасович Иноятов и супруга Сахида. Фото начала XX века

Купец Хамза Аппасович Иноятов и супруга Сахида. Фото начала XX века

Как рассказал Камиль Сайфулин, жители именно этих сел сейчас являются хранителями татарской культуры.

— В городе люди часто забывают о корнях. Этому способствует глобализация и массовая культура. Народные традиции сохраняются в селах и деревнях, где старики прививают их молодым, — объяснил он.

Ученики и учителя в магометанском училище Тары

Ученики и учителя в магометанском училище Тары

По словам Камиля, в деревнях постройки русских и татар почти не отличаются. При этом если в русских деревнях церкви в основном каменные, то мечети — старинные и деревянные. 

Мечеть «Алимбай» в Усть-Ишиме

Мечеть «Алимбай» в Усть-Ишиме

Мечеть в деревне Черталы, Муромцевский район. Вид изнутри

Мечеть в деревне Черталы, Муромцевский район. Вид изнутри

Камиль объяснил, что мечетью можно сделать практически любой дом. Во внешний вид здания вносятся некоторые изменения, чтобы было понятно, что это мечеть. Главное — надстроить минарет, то есть башню, с которой читается молитва.

Новая мечеть в Муромцево

Новая мечеть в Муромцево

В Омске, по словам Камиля, нет определенного района, где преимущественно живут татары, но родственники стараются жить рядом друг с другом. Также нет и определенной профессии или ремесла, которым бы занимались в основном татары.

Присяга мусульман-новобранцев на Коране

Присяга мусульман-новобранцев на Коране

Ремесло

— Среди татар всегда было много военных. Также многие татары раньше жили в деревнях, соответственно и профессии были — водители, учителя, трактористы, ну или просто крестьяне. Сейчас я заметил, что большинство из татарской молодежи стараются поступать на юристов и врачей. Врачей среди татар всегда было мало. Это было связано с тем, что многие татары буквально 60–70 лет назад не знали русского языка. Но при этом знали арабский, — рассказал Камиль.

Праздники

Татары отмечают Наурыз, Ураза-байрам, Курбан-байрам и другие мусульманские праздники. Также был праздник, который отмечали татары, живущие у рек, во время начала ледохода: Боз карау. Все жители, особенно дети, сбегались к реке наблюдать, как трескаются и плывут льдины. Здесь же устраивались народные гулянья с музыкой и танцами. На льдины бросали горящие тряпки и солому, и они становились похожи на плывущие по реке костры. Ледоход означал конец зимы и был праздником обновления. Иногда в реку даже выбрасывали старые вещи, а кто-то мог и сам прыгнуть в ледяную воду. Считалось, что весенняя река укрепляет здоровье. Праздник ледохода не так популярен сейчас, как раньше. Его заменил другой весенний праздник — Сабантуй

Шурале — татарский лесной дух, брат русского Лешего. Он любит щекотать людей, воровать коней и кататься на них

Шурале — татарский лесной дух, брат русского Лешего. Он любит щекотать людей, воровать коней и кататься на них

Изначально это был ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Традиционно Сабантуй проходит на площади с народными гуляньями, песнями, плясками, угощениями традиционной кухни и борьбой на поясах куреш.

 В прошлом году на Сабантуе в Больших Туралах удалось поучаствовать и мне. 

Видео: Александр Зубов

Сабантуй всегда проходит весело, а само название праздника в русском языке стало синонимом стихийной и веселой посиделки.

Праздники, которые принято отмечать в России — 23 Февраля, 8 Марта, Новый год, — отмечают и татары.

Свое место

В конце 90-х – начале 2000-х годов татары, как и казахи, собирались на Театральной площади.

— Тогда не было интернета. Люди договаривались на встречу там в определенное время, общались, обсуждали что-то. Назначали свидания, — вспоминает Камиль.

Было и несколько татарских дискотек, но сейчас стараются не делать чёткого разделения по этнической принадлежности и молодежь собирается вместе в популярных местах города.

Кухня и гостеприимство

В повседневной жизни татары предпочитают простую, но сытную пищу: супы, баранину, конину, пельмени. Татарская кухня развивалась на основе своих этнических традиций, но большое влияние на неё оказали кухни соседних народов. От булгар в татарской кухне остались катык (кисломолочный продукт), бал-май (масло с мёдом), кабартма (пончики), китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская — плов, таджикская — пахлаву.

— Бабушка делала вкусные баурсаки, сибирский щербет, хворост. Чак-чак сейчас можно и в магазинах купить. На праздники варят и жарят мясо, делают домашние колбасы из конины — казалык, — поделился Камиль.

Гостеприимство у татар всегда ценилось очень высоко. В честь гостя расстилалась праздничная скатерть-дастархан и на стол выставлялись лучшие угощения — чак-чак, баурсак, кош-теле (хворост), талкыш-калеве (медово-сахарная карамель, превращенная путем растягиваний в сладкие нити), шербет, мёд и, конечно же, чай.

Ислам тоже наложил свой отпечаток на кухню — по шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, пить вино и другой алкоголь.

Смешанные браки

В России достаточно большое количество русско-татарских браков. Камиль рассказал, что к смешанным бракам относятся спокойно и, как правило, родственники не препятствуют такому желанию молодых. Чаще всего вопросы возникают о вероисповедании, которое выберут для ребенка, о том, к какой культуре он будет принадлежать, но и здесь удается найти общий язык.

— Бывают случаи, когда родители против таких браков, но это скорее редкость, — объяснил Камиль.

Кладбища

У татар есть пословица: «Дорожи живыми, знай, где находятся могилы умерших». В Омске есть мусульманское кладбище — на границе Чкаловского посёлка, рядом со Старо-Восточным и Ново-Еврейским кладбищами. Чаще всего могилы сибирских татар огорожены металлическими или деревянными заборами. На самой могиле устанавливают деревянную доску, каменный или мраморный памятник с полумесяцем, именем усопшего и датами жизни. У мусульман принято хоронить умершего в день смерти, до заката. Усопшего омывают, заворачивают в белую простыню. По обычаям мусульман, и мужчин, и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков.

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. В могиле устанавливают деревянный короб, в который укладывают покойного. Имам кидает в могилу горсть земли и произносит суру. Первые три дня после похорон считаются трауром. Потом мулла и все близкие и родственники покойного собираются на поминки, где пьют чай. Это прежде всего поминовение умершего и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках запрещен.

Встречаются на мусульманском кладбище даже скульптуры усопших.

— Ранее [мусульманам] запрещалось устанавливать сооружения, металлические ограждения, памятники на могилах. Установка фотографий умерших является грехом, это харам. Родственники умерших часто осознают, что совершили грех, разместив фотографии на могиле. Они приходят и закрашивают их краской, — рассказала этнограф Наиля Галеева.

Стереотипы

Я попросил Камиля прокомментировать некоторые высказывания и поговорки о татарах.

«Хитрый татарин» и «Вам, татарам, лишь бы даром»

— Татары по роду деятельности в основном были купцами и торговцами. Каждый продавец ищет выгодные условия — где купить подешевле и где продать подороже. Где-то старался схитрить ради собственной выгоды.

«Незваный гость хуже татарина»

— Выражение возникло во времена татаро-монгольского ига. Любой татарин был незваным гостем и врагом. Сейчас выражение уже стало больше шуточным. Оно не обидное, наоборот, когда его слышишь, становится приятно, что о боевой славе предков помнят.

«Все татарки хорошо готовят»

Я слышал такое утверждение, но больше в шуточной форме. Раньше это действительно было так. Матери и бабушки учили дочек готовить. Но сейчас многие уезжают от родителей и живут отдельно. Урбанизация. Поэтому тут каждый случай нужно рассматривать отдельно.

«В Татарстане говорят только на татарском»

— Татары уважают свою культуру и свой родной язык. Молодежь старается выучить его. Но вместе с тем большинство жителей Татарстана владеет русским языком, молодые люди изучают и другие иностранные языки.

«Татарин поест, да убежит»

— Честно говоря, никогда такого выражения не слышал.

«Сирота казанская»

— Это часто употребляемое выражение. Оно появилось во время противостояния Ивана Грозного и Казани. Царь после завоевания ханства раздавал знати подарки, чтобы улучшить расположение к себе. Некоторые татары делали вид, что сильно пострадали от войны, и выторговывали больше подарков.

«Брак без татарки — как чай без заварки»

— Немного по-другому звучит: «Татарин без татарки — как чай без заварки». Это выражение недавно появилось. У него и ответная фраза есть: «Татарка без татарина — как космос без Гагарина».

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    12 апр 2019 в 10:46

    Ураа! Ещё одна крутая рубрика появилась, теперь на НГС стало ещё интереснее;) Спасибо, Саша, что расширяете наш кругозор:)

    Виталий
    15 апр 2019 в 22:52

    Татары это не диаспора ! Татары это коренной народ России !

    13 апр 2019 в 14:31

    Зубов молодец!
    Хорошую тему выбрал!