22 июля понедельник
СЕЙЧАС +20°С
  • 20 июля 2019

    Рассылка новостей

    У нас появилась рассылка новостей! В нижней части сайта укажите адрес своей электронной почты и нажмите на кнопку «Подписаться». Также вы можете выбрать ежедневную, еженедельную рассылку или сразу обе.

    5 июля 2019

    Скрой комментатора

    Наш сайт продолжает улучшаться. Теперь изменения коснулись комментариев. Мы вернули на новую вёрстку возможность скрыть неугодного комментатора и вы больше не будете видеть его сообщений. Ещё интереснее то, что теперь любым комментарием можно поделиться в соцсетях. 

    3 июля 2019

    Колонки воочию

    На главной нашего сайта теперь вы можете увидеть не только топ-5 читаемых материалов, но и колонки на злободневные темы. Напоминаем, что автором рубрики «мнения» может быть каждый. У вас есть больная тема, о которой вы можете взвешенно и интересно рассказать - пишите на почту news55@ngs.ru

    Еще

«Мучаюсь, выпиливаю, страдаю»: мастера «Арлекина» рассказали, как делают театральных кукол

Экскурсия-фоторепортаж по мастерским театра «Арлекин» от Ангелины Руновой

Поделиться

Этого гусёнка Александр Колдунов сделал своими руками. Но прежде он отдельно проработал каждую его часть: клюв, крылья, лапки и хвостик

Фото: Елена Латыпова

Создание куклы — это увлекательный и многоэтапный процесс, в котором принимают участие сразу несколько групп мастеров. К Международному дню театра кукол NGS55.RU решил посетить омский театр «Арлекин», чтобы попасть в мастерские и выяснить, как делают театральных кукол.

В «Арлекине» есть три рабочих цеха, в которых создают кукол: в первом трудятся механики и художники-конструкторы, во втором — художники-бутафоры и швеи, в третьем — декораторы. Задумав новое представление, режиссёр идёт к художнику-постановщику, который рисует эскизы будущей куклы. Работа над ней начинается во втором цехе с лепки головы. Для этого чаще всего используют пластилин. 

Когда модель готова, из гипса отливают форму для папье-маше. Полученные слепки в несколько рядов обклеивают бумагой на специальный клейстер. После этого голову передают в первый цех, где механики-конструкторы приступают к созданию подвижного каркаса. Процесс напоминает создание обычных скульптур.

В рабочем помещении мастеров находятся паяльник со специальным корытцем для олова, защитные полнолицевые маски для работы за абразивом, секаторы, ножи, молотки, отвёртки, коробки с различными типами гвоздей и пружин, перфораторы и многое другое. Это оборудование необходимо для того, чтобы сделать подвижный каркас. В центре стола у художника-конструктора Александра Колдунова также стоит гестальта — деревянный человечек из IKEA, который помогает мастеру понять движения будущей фигуры. 

Скелет куклы сооружают из различных проволок, деревянных реек и древесно-стружечных плит. Для каждой части делают отдельный шарнир (соединяют две части механизма, тем самым обеспечивая их вращение) с небольшими тяжами — лесками, нитями или верёвочками, благодаря которым конструкция и приходит в движение.

— Когда абразив включаем, чтобы отшлифовать детали, надеваем защитные маски, — объяснил Александр Колдунов. — Это паяльник, корытце для олова, канифолька. Вот этот гусик был набран на паечке. И так делается каждая кукла. 

Нельзя точно определить, сколько времени уходит на создание одной модели, потому что мастера работают над несколькими проектами сразу. Такими темпами кукла создаётся примерно за месяц или полтора. Часто, прежде чем изготовить окончательный макет, конструкторы по отдельности разрабатывают несколько версий каждой его части. Это позволяет им не только прочувствовать механику, но и выбрать наиболее подходящий вариант. 

— Я проработки сначала делаю отдельно, потом собираю куклу. Это помогает сориентироваться, что и как делать. Это я готовился к спектаклю «Гусёнок». Вот клювик отдельно. Потом лапки тоже отдельно сделал, чтобы механику прочувствовать. Вот тоже клювик работает, но я вариант другой выбрал, — рассказал Александр Колдунов.

Иногда создаются цельные уменьшенные модели будущей куклы для того, чтобы увидеть, как она будет выглядеть после сборки. 

— Вот тоже была проработка куклы. Это маленький вариант, она в три раза была больше. 

Сегодня в «Арлекине» готовятся к новому спектаклю «Руслан и Людмила», репетиции которого начнутся в мае. Во всех трёх цехах уже приступили к работе над куклами. Сейчас художники-конструкторы трудятся над созданием самой большой куклы в предстоящем выступлении — трёхметрового князя Владимира. Как рассказала пиар-менеджер «Арлекина» Анастасия Толмачева, вероятнее всего, управлять огромной куклой будут два, а то и три человека. На стене около входа в цех и внутри него висит множество технологических чертежей в профиль и анфас Владимира, на которых подробно расписаны длина и ширина всех его частей.

На создание миниатюрной копии трёхметрового Владимира у мастеров нет времени, поэтому делать его они будут сразу во всю высоту.

— Он будет 3 метра 30 сантиметров. Вот это плечевая часть у него будет. Это будет трость, здесь будет голова. Голова у него будет крутиться, наклоняться. Руки на тростях. А внутри, открою тайну, будет актёр, который будет куклой управлять. Я сделаю каркас лёгким, поэтому тяжело ему не будет, — рассказал художник-конструктор Сергей Овчинников.

Не так давно «Арлекин» приобрёл 3D-принтер, и теперь у механиков появилась возможность создавать сложные детали для кукол с помощью новой технологии. Так, движения рук Людмилы Александр Колдунов планирует добиться с помощью распечатанных на 3D-принтере маленьких локтевых суставов. Это значительно упрощает кропотливую работу.

— Она будет высотой 90 сантиметров. Нужно задать ей череду движения. Для этого в локтях, кистях и плечиках должны быть вот такие шарниры, — поделился конструктор. 

После того как каркасы кукол будут готовы, их передадут в следующий цех — швеям и художникам-бутафорам. В ожидании механических моделей трёхметрового Владимира и 90-сантиметровой Людмилы работники второго цеха не сидят без дела и работают над созданием других кукол предстоящего спектакля — Рогдая и его коня. 

Так, художник-конструктор Марк Марченко сегодня разрабатывает модель кукольной лошади. Её тело выпилили из дерева, а гриву мастер делает из проволоки, которую сгибает с помощью специальных плоскогубцев.

После того как грива будет закончена, коня передадут художникам-бутафорам, которые займутся украшением тела. И начнут с того, что обтянут его пеноплексом. 

Кисти и стопы куклам делают из дерева. За это в «Арлекине» отвечает Равиль Шамшудчнов, который в течение недели с помощью различных пил, резаков и стамесок кропотливо вырезает из квадратных деревянных брусков ладони для Людмилы и Рогдая. Для шлифовки фигур Равиль использует наждачку.

— Вот мучаюсь, выпиливаю, страдаю. Как скульптор по мрамору. Для этого нужно пространственное мышление, — рассказал резчик по дереву. 

Для некоторых кукол животных второй цех становится последним. Художники-бутафоры самостоятельно обшивают механические каркасы поролоном или пеноплексом, после чего выкраивают из шерстяных тканей и меха шкурки животных. 

— Я отмеряю нужную мне ширину на поролоне. Затем отрезаю, обворачиваю каркас, и вот так получатся объёмчик у руки. Вот у нас специальный клей для этого есть — «Момент», — объяснила художник-бутафор Светлана Мясникова.

Если же кукла выглядит как человек, её передают в швейный отдел, где для неё готовят настоящий костюм.

В последнем, декорационном цехе отвечают за реквизит и декорации. Также здешние мастера делают тела куклам животных, которые набивают синтепоном, пеноплексом или другим подходящим материалом.

— Механики сделали механический каркас. Шубку, то есть её одёжку, делал второй, пошивочный цех. А тело, видите, здесь на клей посажена ткань, делала я, — объяснила художник-декоратор Елена Кармадонова.

Сейчас в цехе начали работать над головой трёхметрового князя Владимира. Для того чтобы сделать её нужного размера, мастера склеивают два больших куска пенопласта. Позже коллега Елены Лиана Прохорова начнёт вырезать из них голову трёхметровой куклы. 

Создавая голову для второй куклы, художники-декораторы решили пойти двумя путями. Поскольку теперь в «Арлекине» появился 3D-принтер, мастера пробуют создавать с его помощью не только мелкие, но и более крупные запчасти. Так, работники третьего цеха напечатали на нём кисти и голову для 90-сантиметровой куклы. 

Второй вариант головы Елена Кармадонова делает классическим способом. После того как она закончит лепить форму из пластилина, мастера сделают для неё гипсовый отлив.

— Это самое начало работы. Пробуем разные варианты, чтобы лучше прочувствовать форму. Сейчас я делаю голову Людмилы из пластилина. Как закончу, отдам в первый цех, где для неё сделают шарниры. Потом художник-постановщик посмотрит на неё и скажет, похожа она на его задумку или нет, — рассказала Елена.

Когда декораторы закончат работать над обоими вариантами головы, художник-постановщик выберет лучший — вылитый из гипса или напечатанный на 3D-принтере. После этого декораторы займутся одеждой князя Владимира.

— Одежда Владимира тоже будет очень сложной, потому что, по задумке автора, этот наряд должен вышиваться, а каждый рисунок должен иметь объём, — пояснила Лиана Прохорова.

Основу для наряда сделают швеи из второго цеха, после чего передадут его в третий цех, где мастера займутся его декором.

На рабочих местах обеих женщин стоит огромное количество различных банок с кистями, ножами, резаками, скотчами, отвёртками, степлерами, различными видами клея. Также на столе можно заметить мебельный степлер, эпоксидную смолу, акриловый грунт и многое другое. Лиана Прохорова объясняет: всё это необходимо не только для работы над куклами, но и для создания декораций. Материала, из которого они могут быть сделаны, очень много: пенопласт, пеноплекс, фанера, поролон, синтепон, синтепух, холлофайбер и другие.

— В ход идёт всё. Всё зависит от того, что задумал художник и что должна уметь делать кукла. Если она, например, пластичная, то мы используем либо бархат, либо мех. Внутрь какие-нибудь резиновые шланги вставляем, — пояснила художник-декоратор.

Декорациями мастера, как правило, занимаются в выходные дни, когда на этаже третьего цеха никого нет. Декораторы открывают все окна, надевают полнолицевые маски и с помощью компрессора распыляют краску прямо на деревянном полу своего цеха.

— Всё зависит от того, на что мы наносим краску. Если на ткань, то это анилиновые краски. Если какая-та более рыхлая поверхность — акриловые краски. А если работаем с металлом — автомобильная краска. Бывает, что приходится работать с токсичными красками. Тогда без маски никак, — объяснила Лиана Прохорова.

По словам мастера, иногда художник-постановщик задумывает декорацию в виде расписанной ткани или материи с объёмными аппликациями. На создание такой декорации уходит много времени, поэтому мастера готовятся приступить к работе уже сейчас — за полтора месяца.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!