Через океан в Германию и СССР: омич рассказал историю ретроавтомобиля, который гнил на огороде

Корреспондент NGS55.RU прокатился за рулём 82-летнего «Бьюика» и решил поделиться впечатлениями

Поделиться

У машины, которой исполнилось 82 года, не может быть неинтересной истории. Этот Buick Series 40 Model, например, нашли на огороде

Фото: Антон Малахевич

Морган собрался уже выйти из «Бьюика» и еще не успел выключить фары, как услышал приближающиеся легкие шаги. Он прищурился, вглядываясь в темноту, и машинально положил руку на рукоятку пистолета. Из темноты в поток света от автомобильных фар вошла Джинни.

— Первый дождливый вечер за целый месяц, — сказал Морган. — Я бы заехал за тобой, если бы знал, где ты живешь.

«Весь мир в кармане» Дж. Х. Чейз

Сигара, виски, джаз-бэнд

Главный герой в детективах американского писателя Чейза был опасным парнем, чаще всего ездил на Buick, носил галстук бутылочного цвета и предпочитал не портить виски содовой. Иногда, правда, разъезжал на Packard, если в очередном романе у персонажа дела шли в гору. А Buick вроде как считался машиной попроще.

И вот я сижу за рулём этой машины — вполне себе чейзовской Buick Series 40 Model 1937 года выпуска. В голове две мысли. Первая: «Где мой галстук?». Вторая: «Нет, знаете, у американцев всё-таки свои понятия комфорта».

Оказавшись за таким рулём, чувствуешь запах сигар и виски, а в голове начинает играть джаз-бэнд

Оказавшись за таким рулём, чувствуешь запах сигар и виски, а в голове начинает играть джаз-бэнд

В роскошном кожаном салоне с простором размещаются четверо мужиков — гангстеров или копов, не важно

В роскошном кожаном салоне с простором размещаются четверо мужиков — гангстеров или копов, не важно

Да, этот аппарат был младшим в линейке Buick — там были и скоростные 50-ки, и 60-ки — представители, условно говоря, бизнес-класса того времени, и лимузины 90-й серии… Но отличались они только мощностью и размерами. Да, Buick омского автореставратора Михаила Засорина значительно короче шести метров в длину, и двигатель у него не восьмилитровый, а «всего-то» 3,5… Но, как бы ни кривили нос немцы с их «Хорьхами», «БМВ» и «Мерседесами», наш «американец» для своего времени был очень комфортной и технически передовой машиной.

— Замок зажигания с блокировкой рулевого вала — первая в мире появилась на Buick. Передняя подвеска параллелограммного типа — она в итоге использовалась до 90-х. А у нас и до 2000-х. Много тут принципиально нового, — говорит Михаил Засорин.

Мы уже рассказывали о его машинах. Это и 89-летний раритетный Dodge, и ГАЗ М-1 1939 года выпуска, и Chevrolet Fleetmaster 1942 года. Вот выдалась возможность прокатиться и на Buick.

Белоснежный красавец всю жизнь притягивал взгляды — даже когда был куском сгнившего металлолома

Белоснежный красавец всю жизнь притягивал взгляды — даже когда был куском сгнившего металлолома

За десять лет владения, два из которых ушли на восстановление, Buick стал добрым другом Михаилу Засорину

За десять лет владения, два из которых ушли на восстановление, Buick стал добрым другом Михаилу Засорину

Мичиган — Берлин — Москва — Омск — огород

У каждой машины такого возраста история по умолчанию не может быть простой. Наш «американец» не возил плохих парней, частных детективов или честных копов. Buick с завода попал в Германию. Какой-то небедный немец почему-то не захотел ездить на тех самых «Хорьхах», «БМВ» и «Мерседесах»: купил Series 40, заплатив за его транспортировку через океан.

Конечно, мы никогда не узнаем, был это какой-нибудь штандартенфюрер или, наоборот, тихий часовщик, любивший экзотическую технику. Так или иначе, спустя восемь лет Buick отправился в Союз.

— Каждый Герой Советского Союза, кавалер Ордена Славы трёх степеней и генералы — все после победы награждались автомобилями. Привозили сюда и ставили на учёт на основании бумаги от командования. Таким образом этот автомобиль попал в Москву и пробыл там около двадцати лет, — рассказал Михаил Засорин.

Buick после реставрации восемь лет назад

Buick после реставрации восемь лет назад

Дымит — значит работает!

Дымит — значит работает!

В середине шестидесятых машину купил один омский ювелир и тоже пользовался ею около двадцати лет. Buick в итоге превратился почти в утиль, но его выкупил мужчина, который захотел отреставрировать машину.

— Притащил к себе во двор на 13-й Марьяновской, разобрал, и на том дело кончилось. Девять из десяти людей, которые у нас покупают ретромашины, заканчивают своё увлечение на этом этапе. Терпения, денег не хватает... Вот и эта машина больше десяти лет простояла у него в огороде разобранной. Потом Buick попал ко мне, — вспоминает Засорин.

Кто его знает, сколько кругов накрутил одометр за 82 года. И не верьте спидометру — он в милях

Кто его знает, сколько кругов накрутил одометр за 82 года. И не верьте спидометру — он в милях

А сколько кругов сделали стрелки этих часов?

А сколько кругов сделали стрелки этих часов?

Характер стойкий, нордический

На восстановление машины ушло около двух лет. Обычно Михаил Кузьмич управляется с одним авто за год, но Buick уж очень потрепало.

— До такой степени сгнил, что пришлось переваривать всё ниже середины — двери, крылья... Уцелели, по сути, капот, крышка багажника и крыша. Остальное делал из листового железа по старым фотоснимкам. Раму, конечно, тоже пришлось переваривать, но была она в приличном для своего возраста состоянии. Потом красил. Что-то заказывал в Америке, что-то приходилось ставить с советских автомобилей, — рассказывает реставратор.

Этот гребень привезли из Америки под заказ. Он, при курсе доллара в два раза меньше нынешнего, обошёлся Засорину дороже пяти тысяч рублей

Этот гребень привезли из Америки под заказ. Он, при курсе доллара в два раза меньше нынешнего, обошёлся Засорину дороже пяти тысяч рублей

Нужно отдать должное последнему владельцу: он хоть и разобрал Buick, но не раскидал. Такие мелочи или страшно дороги, или их вовсе не отыскать

Нужно отдать должное последнему владельцу: он хоть и разобрал Buick, но не раскидал. Такие мелочи или страшно дороги, или их вовсе не отыскать

Увы, «родное» не всё — порядка 80 процентов. Вместо американской коробки установлена 5-ступенчатая от «Волги», а под капотом — двигатель от ГАЗ-51. Но не стоит расстраиваться: мотор от советского грузовика — фактически копия американского.

— Фактически это тот же двигатель — снаружи их почти не отличить, лично сравнивал в Магнитогорске. Шестицилиндровый, объёмом три с половиной литра. Потом применялся и на «Победе» в усечённом варианте. Мощность — 90 лошадей. По тем временам очень достойно, — говорит Михаил Засорин.

Всё бы ничего, но у советского варианта на двадцать лошадок меньше — скажется ли это на ходу?

У обычного человека не хватит ума открыть половинку капота

У обычного человека не хватит ума открыть половинку капота

Двигатель встал как родной, — они почти не отличаются

Двигатель встал как родной, — они почти не отличаются

Крейсерская — 110

Каково, спросите, ехать за рулём 80-летнего автомобиля? Рассказываю: сначала немного напрягаешься — проникаешься ведь почтением к возрасту. Проще говоря, страшно, что сейчас развалится. Но, ещё не двигаясь с места, слегка топаешь по газу — и машина начинает раскачиваться, словно застоявшийся конь бьёт копытом. И всё равно с места откатываешься осторожно. А потом понимаешь — да он прёт!

Семьдесят лошадей, как у «девятки», да на массу в две тонны, если с пассажирами — так себе показатель. Только есть одно «но»: крутящего момента здесь ровно в два раза больше, чем у «Лады». Поэтому «дед» нисколько не отстаёт в городском потоке. А на трассе, по словам Михаила Засорина, разгоняется до 130.

— Два раза ходил в Новосибирск, крейсерская — 100–110. Не в милях, конечно, — улыбается Михаил Кузьмич.

Бензина полный бак, а вот указатель температуры, кажется, врёт

Бензина полный бак, а вот указатель температуры, кажется, врёт

Военная хитрость: за панелью от «родного» радиоприёмника прячется современный проигрыватель

Военная хитрость: за панелью от «родного» радиоприёмника прячется современный проигрыватель

Руль с гидроусилителем крутится одним пальцем. Это, конечно, оборачивается не лучшей информативностью — нужно угадывать, куда повёрнуты колёса. К тому же подруливать приходится почти постоянно. Но, скажем так, какой-нибудь УАЗ «Хантер», который выпускается до сих пор, требует всё-таки большего внимания к рулёжке.

В общем, интересная машина. И судьба же выдалась... Вместо того чтобы возить частных детективов, колесила по разным штрассе, стирала резину о советский асфальт, потом гнила в огороде. А теперь просто радует глаз.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!