Страна и мир Битая посуда, белая лошадь и приглашение душ предков: как проходят свадьбы у разных народов

Битая посуда, белая лошадь и приглашение душ предков: как проходят свадьбы у разных народов

Рассказываем о традиционных свадьбах у татар, немцев, евреев, тувинцев и казахов

Сейчас обряд никах очень популярен среди молодых омских татар

В России свадебные церемонии очень часто проводят с элементами старинных обрядов — в какой-то момент это даже вошло в моду. NGS55.RU пообщался с представителями разных национальностей, проживающих в Омской области. Они рассказали нам о свадебных традициях своих народов, которые до сих пор популярны.

Традиция выкупа невесты распространена во многих культурах. Например, на татарской свадьбе жених обязательно должен преподнести невесте какой-нибудь ценный подарок. Обряд венчания у мусульман называется никах — его проводят в мечети.

Обряд венчания у омских татар проходит в мечети

Сначала мусульманский священник — мулла — читает молитву, затем молодоженам выдают документ о регистрации брака. После обряда венчания начинается пышное застолье — гостей угощают блюдами из традиционной татарской кухни. Главное сладкое лакомство на таком столе — чак-чак, который приготовила сама невеста или её мама. Празднование может длиться несколько дней, а то и целую неделю. По словам омской тамады Маргариты Аминовой, сейчас обряд никах среди молодых омских татар популярен как никогда.

— Есть, конечно, и один минус, свойственный нашему времени. Частенько никах проводят со спиртными напитками, а ведь это категорически запрещено, — говорит Маргарита.

Основное сладкое угощение — чак-чак

Традиция обмениваться подарками перед свадебной церемонией распространена и у казахов.

— Самые дорогие подарки сваты преподносят бабушкам и дедушкам. Матери невесты принято дарить золотое или серебряное кольцо, брату невесты — часы, сестренке — сережки, женщинам, которые помогают готовить угощения, — мешок со сладостями и обрезами ткани. В наши дни туда же могут положить ещё и бутылку шампанского или коньяка. Обычно более щедрые дары преподносят со стороны жениха, но случается, что одна из сторон старается сэкономить на подарках, в то время как вторая сторона на них не скупится. Нередко в таких случаях прямо на свадьбе возникают раздоры, — рассказывает старший научный сотрудник Сибирского отделения Российской академии наук Шолпан Ахметова.

Родственники казахских невест и женихов обмениваются подарками

Особый обряд на свадьбе у казахов — «куйрык бауыр асатуу» — угощение гостей бутербродами с бараньей печенью и курдючным салом. Закуски разносят молодые женщины, лицо одной из которых непременно должно быть прикрыто платком с кистями. При этом женщины распевают незатейливые шутливые песенки — аналог русских частушек.

Раньше у казахов порицалось, если после свадьбы новоиспеченный муж перебирался жить в дом жены — в народе таких мужчин называли «зять-щенок». Сейчас, по словам Шолпан Ахметовой, такие предубеждения отошли в прошлое.

— На смену калыму пришел обряд проводов невесты «ана сути», во время которого матери невесты преподносят подарки — вознаграждение за то, что она родила и воспитала дочь. «Ана сути» переводится как «молоко матери». Удивительно, но в наше время некоторые считают, что «ана сути» — это есть калым, хотя это совершенно разные вещи, — рассказывает Шолпан Ахметова.

Куйрык бауыр асату — ритуальное угощение сватов печенью с курдючным салом для установления родственных отношений
 

Российские немцы уделяют особое внимание наряду новобрачных. Голову невесты принято украшать венком из искусственных или живых цветов — это символ долголетия молодых. На грудь жениха прикрепляют штраус — аналог бутоньерки с очень длинными лентами. Считается, что чем длиннее будет лента, тем дольше продлится совместная жизнь супругов. А ещё в день церемонии невеста не должна оглядываться назад — иначе быть второму браку.

У российских немцев очень необычные бутоньерки

По обычаям немцев в Сибири, свадьба проходит в два этапа — сначала её празднуют в доме невесты, а на следующий день торжество перемещается в дом жениха. После венчания молодые супруги отправлялись в своё будущее семейное гнездо. На крыльце дома они пьют вино из одного бокала, а затем жених разбивает бокал о дверь дома.

Гости в традиционных нарядах

Ритуал с битьем бокала из-под вина распространен и на еврейских свадьбах. По словам главного раввина Омской области Ашера Кричевского, это делается в знак скорби о разрушенном Иерусалиме. Венчание у евреев называется обрядом хупы. Сама хупа — это специальный шатёр, под которым новобрачные стоят во время обряда бракосочетания.

Еврейские свадьбы проводят под открытым небом

Накануне торжества жених и невеста посещают кладбище и кладут на могилы своих родственников приглашения на свадьбу. Таким образом они приглашают на праздник души своих умерших предков. Евреи верят, что на свадьбе присутствуют сразу три поколения их рода — в том числе и те, кого уже нет в живых. По этой же причине церемония бракосочетания проходит под открытым небом. Как правило, у евреев только жених надевает кольцо на палец невесты. Перед началом церемонии невеста должна семь раз обойти вокруг жениха. После чтения молитвы супруги подписывают брачный договор на арамейском языке, а затем разбивают ещё и тарелку — в знак необратимости заключенного союза.

А у тувинцев невеста приезжает на свадьбу на белой лошади. Примечательно, что у этого народа именно невеста едет «в гости» к жениху перед началом церемонии, а не наоборот. На половине пути свадебную процессию встречают гонцы жениха.

В старину участники свадьбы останавливались на перевалах и священных местах, делали жертвоприношения духам-хозяевам. Подъехав к аалу, свадебный кортеж невесты трижды объезжает юрту жениха. Затем невеста в свадебном головном уборе под названием «думаалай» в сопровождении нарочно прихрамывающей старушки идет к юрте жениха и угощает его родственников молоком. Перед тем как молодожены заселятся в свою юрту, почтенный старик аала смазывал углы юрты куском вареного курдюка.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Свадебный регистратор Алеся Григорьева отмечает, что популярность церемоний в народном стиле продолжает расти. При этом к ней нередко обращаются уже давно состоявшиеся семейные пары, желающие провести обряд спустя много лет после официальной регистрации брака.

Ирина Буркина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства