27 июня четверг
СЕЙЧАС +11°С
  • 21 июня 2019

    Новое приложение для IPhone

    Мы сделали принципиально новое приложение для IPhone. По внешнему виду он почти не отличается от мобильной версии сайта, зато комментировать стало легче, а статьи можно сохранять в «избранное» и читать даже оффлайн. Спасибо, что вы с нами. Кликайте на «Подробнее», чтобы скачать

    Подробнее
    30 мая 2019

    Лёгкие комментарии под статьями

    Вас тоже раздражали капчи? Покажите на картинке все гидранты/витрины/светофоры? Если да, то мы идём к вам. Теперь капчи нет. Просто вбиваете имя, текст комментария и он появляется на сайте. Мы по-прежнему будем удалять маты и оскорбления, так что будьте вежливыми и комментируйте на здоровье.

    6 мая 2019

    Страницы авторов

    На нашем сайте снова обновление. Теперь вы можете смотреть публикации каждого конкретного автора в отдельности. Если вы фанат репортажей Александра Зубова или хотите посмотреть все исторические материалы Николая Эйхвальда - достаточно просто нажать на их фамилию под любым их материалом. 

    Еще
Фото пользователя

Виктор Старцев

Корреспондент

Омские архитекторы раскритиковали ремонт Юбилейного моста

По мнению архитекторов, ремонт моста в том виде, в каком он был сделан, оказался бесполезным

Поделиться

Фото пользователя

Виктор Старцев

Корреспондент

После реконструкции мост начал сверкать яркими огнями по ночам

Фото: Серёгин Да-Да

Долгожданное открытие Юбилейного моста обрадовало омичей, которые ждали этого события почти год. С облегчением вздохнули и автомобилисты, и пешеходы — теперь не нужно пробираться окольными путями, чтобы попасть на другой берег. Но по самому ремонту возникли вопросы. Общественник Игорь Фёдоров опубликовал информацию о том, что через ограждения Юбилейного моста может пройти ребёнок 2–4 лет — незакрытое пространство достигает 22 сантиметров. А на стыке пролёта и опор блогер заметил локальное пятно гололёда. Эту информацию прокомментировал экс-глава «Мостовика» Олег Шишов. После этого мэрия Омска ответила на вопросы общественника. Первую проблему исправили, закрыв проёмы декоративными табличками, а со льдом предстоит бороться дорожникам. 

Теперь по поводу ремонта высказалось Омское отделение Союза архитекторов России — публикуем их мнение.

«В начале октября вновь открылся отремонтированный, а на самом деле реконструированный, Юбилейный мост. Этого события мы ждали целый год, терпя неудобства как автомобилисты, пассажиры и пешеходы. Теперь мы вновь можем беспрепятственно пройти по главному пешеходному маршруту Омска — по обновленному Любинскому проспекту от Драмтеатра до Ленинградского моста. Однако хотелось бы посмотреть на это событие с другой стороны. Какой мост мы имели до ремонта-реконструкции и что получили взамен? Юбилейный мост был возведен в 1967 году к 50-летию революции. Это было время смелых замыслов, чистых архитектурных решений и профессиональных строителей. Именно тогда у нас появились речной вокзал, ТЮЗ, концертный зал. Экспрессивность и конструктивная честность были отличительными признаками той архитектуры. Честность в конструкциях — это когда видимое является сущностным, а не пытается что-то скрыть, замаскировать. Так, чистая и мощная железобетонная дуга зримо говорит нам о своей напряжённой уверенной работе. Архитектурные детали подчеркнуто функциональны, но изящно прорисованы. Об авторах этого сооружения гордо сообщала именная табличка, размещённая на мосту: Юбилейный мост построен в 1967 году мостопоездом 413 "Минтранстроя" по проекту "Лентрансмостпроект". Каждый элемент подчеркивает красоту главного — выразительного арочного перехода. Именно эту арочность конструкции моста мы утратили. И вряд ли мы теперь увидим новую табличку с новыми "авторами". Некоторое время назад в прессе появились фотографии якобы "разрушающегося" Юбилейного моста и мнения насчет его устойчивости, а также неблагоприятные прогнозы. На основании неких данных был инициирован его ремонт-реконструкция, цели и методы которой не были до конца озвучены. Что же фактически сделали строители в период с лета 2017 по осень 2018 года?

Вот такой декоративной табличкой закрыли 22-сантиметровый проём

Дело в том, что арочная конструкция всегда работает на распор, что и позволяет ей быть устойчивой. Так как прочность конструкций, видимо, изначально была серьёзная, то за период работ смогли демонтировать только среднюю — самую тонкую часть. После этого, как только конструкция стала сегментированной, она перестала быть лучковой аркой и, соответственно, в средней части моста снизу якобы "арочной" конструкции появилась "груда металла", которая окончательно убила саму мысль, чистоту и честность конструкции. Трубы теплотрассы, которые раньше были спрятаны между продольными арками, теперь красуются у всех на виду во всей их неприглядности. А ведь этот вид — одна из визитных карточек Омска! Другими словами, фактически мы должны признать, что, по нашему мнению, никаких оснований для разборки несущей конструкции моста не было. Стоило всего лишь заменить западную и восточную пешеходные консоли, если уж они действительно просели. Теперь о деталях, которые для нас вовсе не детали. Те самые пешеходные консоли проектировщики и строители не сумели сделать дугообразными. Они получились прямолинейными, с небольшим арочным сочленением. И это провал! Это худшая услуга, оказанная мосту с точки зрения архитектуры. Можно спросить, а действительно ли это так заметно и стоит ли по этому поводу возмущаться? Да, это заметно, и это не тот мост, а совершенно другой. Такое, казалось бы, незначительное изменение в геометрии — это неуважение к проектировщикам и строителям прошлого. Подумайте, в те годы строители сделали все точно по проекту, хотя, как всегда, была юбилейная гонка. Сделали, несмотря на то, что не было точных измерительных приборов, не было достаточно мощной техники. Сегодня все есть, но нет главного, нет Автора-Архитектора, который и отвечает, в конце концов, за результат проведённых работ. К работе над знаковым городским объектом не был привлечён архитектор — это не поддаётся ни пониманию, ни объяснению! 

Другая деталь — перильные ограждения, которые нам поначалу удалось отстоять. Но реализация неприемлемая. В оригинале они не были "обрезаны" по краям, а завершались опусками массивных перил на тротуар. Также из-за ошибки в расчетах на стыке температурного шва две крайние стойки ограждения разошлись более чем на 20 сантиметров. Эти "дыры" залатали металлическими фигурными накладками. О художественных достоинствах этих накладок говорить нет смысла, их просто нет, а вместе с мостом они оставляют общее удручающее впечатление. И, наконец, о фонарях. Понятно, что принятый в самом начале реконструкции Любинского "имперский" стиль вскружил всем головы, но не настолько же, чтобы водрузить и без того громоздкие черные опоры освещения на легкий модернистский мост! Следуя некой мифической идее "цельности" проспекта, чье-то воображение нарисовало бесконечный ряд таких опор на протяжении двух километров. И этот частокол почему-то должен был пройти и по мосту. Спорное решение, требующее качественного профессионального обсуждения для принятия окончательного решения. Только обсуждать его было не с кем. Если делается ремонт, то не должен меняться ни образ, ни конструктивное решение. Если делается реконструкция, ведущая к изменению архитектурно-конструктивной составляющей, то необходима защита принимаемых решений, профессиональное обсуждение мотивов, которыми руководствуются проектировщики, наконец, процедура законных согласований!

Так начинался ремонт моста

Первоначальный вид моста утрачен и, скорее всего, навсегда. Но городское сообщество, а особенно руководство города и области, должны понять, что делать такую важную и ответственную работу без архитектора нельзя! И впредь это не должно повториться! Омский Союз архитекторов всегда готов к конструктивному диалогу в решении любых насущных проблем, касающихся его компетенции, и готов оказывать действенную помощь как администрации, так и жителям города в решении этих вопросов. Главный архитектор проекта, Архитектор-Автор, является руководителем всего непрерывного процесса: от первых рисунков до сдачи объекта в эксплуатацию. Только архитектор видит во всей полноте и логической связности известную триаду "польза — прочность — красота" — как сделать нечто общеполезное безопасным и не принести при этом в жертву красоту. С ним не просто советуются, только когда видят в этом необходимость. Наоборот, он вправе привлекать для более полной реализации своего замысла тех или иных специалистов, влиять на принятие управленческих решений, обращаться напрямую к общественному мнению. Только такой подход позволит нашему городу сохранить то, что является его достоянием, а нам создать новые архитектурные произведения, достойные его, для нынешних и будущих его жителей». 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
12 ноя 2018 в 12:09

Основная мысль доклада - А у нас вы почему не спросили? Мыб вамб насоветовали, а теперя мы естественно недовольные . (группа анонимных архитекторов).
Представляя в свою очередь не менее анонимных и еще более недовольных автовладельцев заявлю , что внешний вид хуже не стал (мы не заметили))) подсветочка там - фонарики новые , миленько все.
А вот деятелю организовавшего светофорную развязку у памятнику Ильичу яб в глаза посмотрел пристально. Функция дублирования потока на Маркса отныне если не убита полностью , то ухудшена на 70% . Зачем это сделано нам не понять, пусть ответят, какие мы получили плюсы? А зебра над подземным переходом это чью светлую голову такая озорная мысль посетила , и чья твердая рука все это подписала и одобрила???

Галина
12 ноя 2018 в 11:51

НГС, покажите фото до и после.
Хорошо, что об этом заговорили, всё по делу.

инженер -строитель
12 ноя 2018 в 22:13

Омских архитекторов только за один Левый берег с работы гнать надо. В чистом поле хрен знает что сотворили! И еще имеют наглость совать свой нос туда, в чем вообще ничего не соображают. Благодаря их знаниям город Омск превращен непонятно во что.
Посмотрите какой красивый Красноярск! Потому, что там городом занимаются настоящие архитекторы, а не выпускники ПТУ под названием Сибади.