Пока мэр Оксана Фадина ищет возможность установить в городе тёплые остановки без затрат из бюджета, НГС.ОМСК изучил опыт соседних регионов и выяснил, почему такие павильоны не появились в Омске раньше.
Первая тёплая остановка в Омске появилась совсем недавно — минувшей осенью. Павильон с тепловыми пушками, кондиционерами и уютными лавочками обустроил для своих покупателей СТЦ «МЕГА». Уже через несколько месяцев мэр Омска Оксана Фадина заявила, что планирует установить тёплые остановки и в других частях города. Насколько это реально, придётся ли тратить деньги из бюджета и с какими проблемами в этом вопросе столкнулись другие города — в материале НГС.ОМСК.
На каком этапе сейчас проект тёплых остановок в Омске?
На сегодняшний день, кроме пожеланий и разговоров об их установке, нет ничего. Оксана Фадина обсуждает с руководителями департаментов и чиновниками правительства, в том числе главой региона Александром Бурковым, как можно реализовать такой проект. О суммах, внешнем виде и месте их размещения пока речь не идёт.
«Речь идёт о концепте, идее. Хочется видеть это интересным, красивым и в то же время надо придумать так, чтобы проект окупился, то есть не был сделан за бюджетные средства. Мы прекрасно отдаём себе отчёт: для того чтобы предложить проект инвестору, нам нужен пилот — что мы предлагаем сделать. На пилот нужны деньги. Сейчас мы будем изыскивать [варианты], как его сделать», — передали НГС.ОМСК слова мэра Оксаны Фадиной в пресс-службе администрации.
Не факт, что следующей зимой омичи смогут погреться на тёплой остановке (если не считать той, что появилась у «МЕГИ»), но, скорее всего, уже будет известно, где, как и что будут устанавливать.
Кратко о деньгах
Тёплые остановки — удовольствие не из дешёвых. В пресс-службе СТЦ «МЕГА» не признались, сколько потратили на свой проект, но, учитывая оборудование павильона, — кофейный аппарат, кондиционеры и тепловые пушки, розетки для зарядки телефонов, лавочки, урны, автоматические двери и многое другое — обошлась она дорого.
Одни из первых отапливаемых остановок в Сибири появились в Красноярске в 2012 году. На простой крытый павильон с отоплением, урнами и лавочками потратили около 200 тысяч рублей. С тех пор цены в России сильно выросли.
Сейчас в прайс-листах нескольких компаний по производству остановок написано, что за простой крытый павильон без монтажа и оборудования придётся отдать около 400 тысяч рублей. Не стоит забывать и о затратах на электричество, которое потребуется для обогрева.
Как рассказал директор управления дорожного хозяйства и благоустройства Омска Владимир Казимиров, самый простой неотапливаемый павильон из металла, представляющий собой навес, задник и лавочку, обходится бюджету в сумму от 47 до 70 тысяч рублей вместе с установкой. За год в Омске их устанавливают в среднем 15–20 штук.
В городе более 1600 остановочных павильонов. Если на территории остановки стоит хоть один киоск, то его владелец должен следить и за её состоянием: чистить, мыть, восстанавливать сломанное. В реальности не все выполняют это требование. К тому же таких павильонов чуть более 600, а все остальные обслуживает мэрия за бюджетные деньги.
«Кто-то клеит объявления, кто-то пинает. Пластиковые остановки у нас в городе вообще не приживаются. Их сразу же разбивают. Вот на Любинском проспекте у остановки, которую "ИдеалСтрой" ставил, стекло боковое кто-то разбил. Трещинами всё пошло. Пришлось заказать, около 16 тысяч рублей [стоило] только само стекло без установки. Не дёшево», — рассказал Владимир Казимиров.
А как их ставят в других городах?
Мы не стали рассматривать опыт Москвы и Санкт-Петербурга — столичные бюджеты не сопоставимы с возможностями регионов.
В Красноярске, как упоминалось выше, первая остановка появилась шесть лет назад. Простой закрытый павильон, лавочки, урны и отопление. 200 тысяч на остановку выделили анонимные инвесторы. Через три месяца вандалы разбили в павильоне стекло. Его заменили, но вандалы не успокоились. Спустя несколько месяцев на остановке разбили семь стёкол, пытались украсть дверь и скрутить отопление. Властям пришлось установить видеонаблюдение, и нападения прекратились. С тех пор в Красноярске активные жители пытались внедрить разные виды тёплых остановок: лавочки и резиновые коврики с подогревом, павильон со встроенным киоском, но все они не прижились.
Дальше пошли в Челябинске. В центре города в прошлом году открыли сразу две тёплые остановки. Правда, там нет закрытого павильона. Зато есть тёплые лавочки, Wi-Fi, солнечные батареи, интерактивные экраны. Авторы сразу предусмотрели видеонаблюдение, а лавочки сделали из искусственного камня. По словам наших коллег из Челябинска, пока остановка не подвергалась нападениям (возможно, помогает соседство с отделом полиции), и власти даже планируют ставить такие дальше. Но в морозы выяснилось, что интернет здесь не очень хороший, экраны выключают при –25, лавочки покрыты грязью, да и сами они едва греют.
В 2016 году первая тёплая остановка появилась в Екатеринбурге. Инженерный гений создал конструкцию из трёх ветрозащитных стенок и инфракрасного обогревателя на потолке. На «Иннопроме» она показала себя с хорошей стороны, но на практике оказалась бесполезной. Корреспондент E1 съездила туда и попробовала постоять на ней в –15 в купальнике. Тщетно. Тепло можно было почувствовать, только встав на лавочку и подняв руки к потолку остановки, где находятся обогреватели. Они в буквальном смысле грели только улицу. В компании, которая ставит остановки (в том числе в Москве), пояснили: чтобы в таком павильоне чувствовалось тепло, на улице должно быть –40, к тому же без ветра. Спустя год остановка в Екатеринбурге покрылась надписями, а стёкла побили вандалы. Владельцы обещали отремонтировать остановку.
В Омске раньше пытались ставить тёплые остановки?
В 2013 году в Омске могли появиться тёплые остановки. Инициатором проекта обогреваемых остановок выступил Сбербанк. В крытых павильонах предлагалось установить банкоматы и платёжные терминалы.
«Предполагалось, что с их помощью 24 часа в сутки 7 дней в неделю омичи смогут проводить большинство банковских операций: снимать наличные, пополнять банковские карточки, вносить платежи по кредитам, оплачивать услуги ЖКХ, открывать вклады. Проект был заморожен в связи с отсутствием возможности оформления в аренду земли под остановочными комплексами, которые предлагались банком для реализации проекта», — пояснили в Омском отделении Сбербанка.
Проект «завернул» департамент имущественных отношений, который не смог предоставить муниципальную землю под остановки. Проект Сбербанка был масштабным — его пытались внедрять не только в Омске. Например, в Нижнем Новгороде таких остановок было несколько, но в них стали ночевать и справлять нужду люди без определённого места жительства.
Со сложностями при оформлении земли под остановками в Омске столкнулись и другие проекты. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге департамент транспорта Омска рассматривал варианты обустройства обычных павильонов, но из-за процедур оформления и аренды земли их не реализовали.
Значит стоит от них отказаться?
И всё-таки отказываться от тёплых остановок в Омске, несмотря на все минусы, не стоит. Нужно учитывать, что они нужны в первую очередь там, где пассажирам приходится долго ждать общественный транспорт. Даже 10–20 минут на морозе –30 градусов, который установился в Омске с конца прошлой недели, стоять очень тяжело, это чревато обморожениями. Нынешние конструкции из профнастила не спасают даже от ветра. Тем более что городу-миллионнику иметь такие остановки просто стыдно. Ранее НГС.ОМСК писал, что на остановке «Театральная площадь» снесли старые бетонные конструкции с киосками, но взамен ничего не поставили. Новые павильоны должны будут появиться в 2018 году.