Семейное образование: омичка рассказала, как начала обучать своих детей дома

Поделиться

По словам омички, родителям, которые выбрали семейную форму обучения, лучше составить расписание занятий, как в школе. Фото из архива

В Омске с каждым годом всё больше детей переводят на семейную форму обучения — НГС.ОМСК поговорил с женщиной, которая учит таким образом двух детей, и узнал, почему не всем подойдёт семейное образование.

По информации департамента образования мэрии Омска, в октябре 2015 года родители и опекуны выбрали семейное образование для 328 детей, в сентябре 2016 года — для 460, в декабре 2017 года — для 794. Мы поговорили с омичкой Наталией, пожелавшей не указывать свою фамилию, которая перевела на семейное образование двух из трёх своих детей. Она рассказала, как организовать обучение и с какими сложностями можно столкнуться при аттестации.

Переход на семейное образование

Чтобы перейти на семейное образование, родители или опекуны должны написать заявление на имя директора школы, в которой учился ребёнок, а также сообщить о своём выборе администрации, пояснили в департаменте образования. При такой форме обучения, которая отличается от домашнего тем, что школа не вмешивается в образовательный процесс, родители могут получить компенсацию. Она зависит от количества освоенных учебных часов и назначается по итогам аттестации, при этом стоимость одного академического часа равна 123 рублям.

Наталия, у которой есть художественное и педагогическое образование, перевела дочь и сына (им сейчас 13 и 8 лет соответственно) на семейную форму обучения в 2016 году. При этом несколько лет назад дочь хотела учиться дома, поскольку быстро справлялась с программой, но тогда омичка не решилась на такой шаг. Позже дочь начала заниматься музыкой, и спустя время вопрос о семейном образовании вновь стал актуальным.

«Чем раньше ребёнок осознает свои приоритеты, тем ему интереснее, легче развиваться. Надо думать не о том, как его сейчас образовать, а о том, ради чего. Мы перешли на семейное образование, потому что встал вопрос, что занятие ведущим делом занимает практически 6–8 часов в день и невозможно просто при такой нагрузке физически ещё ходить в школу. Либо надо ходить в школу, а это дело тогда бросать», — рассказала она. Младший сын, по её словам, к тому моменту, как надо было идти в школу, практически полностью знал программу первого класса, поэтому его также перевели на семейное образование.

«Если говорить о современных классах, то я не могу сказать, что там создаются те отношения, которые перерастают в будущем в серьёзные взаимодействия. Школа — это больше тусовочный вариант, это не рабочие связи. Задача системы образования — создать такое место, в которое ребёнок бы хотел приходить именно получать новые знания, новые навыки», — считает Наталия.

Как организовать обучение


Аттестация детей, которые перешли на семейное образование, по сути, представляет собой экзамены по отдельным предметам. Фото из архива

Аттестация детей, которые перешли на семейное образование, по сути, представляет собой экзамены по отдельным предметам. Фото из архива

Прежде всего Наталия советует родителям отправиться в школу, где ребёнок будет проходить аттестацию, и поговорить с учителями, узнать у них, какие темы входят в программу, какие учебники нужны, что необходимо для сдачи аттестации.

«Нужна система, как в школе, по-другому не получится. Если графика нет, то, как правило, нет результата. Если родитель чувствует, что не тянет обучение, то надо нанимать специалистов либо в школу возвращаться, иначе будет страдать качество образования», — предупреждает омичка, добавляя, что при составлении расписания можно обсудить с ребёнком план на четверть и разобраться, какие знания он должен получить. 

Наталия также составляет расписание для детей, но корректирует его в пользу какого-либо предмета, если нужно больше сконцентрироваться на определённой теме. График её дочери построен с учётом того, что она ездит в музыкальную школу, около трёх часов занимается общеобразовательными предметами. Перед аттестацией Наталия рекомендует дать ребёнку несколько сложных контрольных (их можно найти в интернете), чтобы он увереннее себя чувствовал.

Аттестация


Как правило, аттестацию в виде тестов, контрольных или диктантов дети, которые обучаются в семье, проходят в конце каждой четверти и в конце учебного года. По итогам аттестации ставят оценку либо зачёт или незачёт (в первом классе).

«Одна ошибка — минус балл. Сам исправил, сам нашёл [ошибку], — ещё полбалла снимают. В школе четвертная контрольная имеет вес по оценке, но если ребёнок в течение четверти учился и наработал какие-то отметки и чуть хуже написал, то учитель может сориентироваться по отметкам. А тут учитель один раз видит ребёнка и делает вывод. И только по одной контрольной ставит ему оценку», — рассказала Наталия.

«Переход на семейное образование — это очень серьёзный шаг. Я считаю, что большинство родителей, которые переходят на семейное образование, не задумываются, насколько это ответственно, потому что прежде всего необходима очень серьёзная дисциплина внутри семьи. Если этого нет, даже очень способные, одарённые дети не в состоянии самоорганизоваться, чтобы освоить всё. Поэтому нужна дисциплина от взрослого», — подытожила Наталия.

НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих

Присоединяйтесь к обсуждению новостей в нашей группе в «Одноклассниках».
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    потомок победителей
    11 янв 2018 в 07:20

    Школа перестала быть источником знаний. Толком там ни чему не учат, только поборами занимаются. У детей знаний ноль. Приходится нанимать репетиторов. В России принят закон о "теле медицине" люди лечатся по Интернету (самолечение), вот теперь начали заниматься самообразованием. Государство отстранилось. Медицина не нужна, образование не нужно. Чиновники, их семьи, дети учатся и лечатся за границей. А мы тут уж как ни будь сами.

    тут живу
    11 янв 2018 в 09:12

    Первый вопрос,который начинают решать сразу на первом род.собрании-СБОРЫ (поборы "добровольных"..)денег ..в фонд школы.мед.кабинета спортивных мячей,и потом на нужды класса..Учитель не сам выставляет сумму,это делает директор бухгалтер тоже в ее компании.Не слишком ли часто иной директор отдыхает в загранке,а школа все в одном виде..и территория вокруг.

    b0br
    11 янв 2018 в 10:29

    Что-то я не пойму...
    123 руб за час
    123 * 10 человек * 4 часа * 21 рабочий день = 103 т.р. в месяц
    т.е. примерно 100т.р. в месяц это чистая з/п преподавателя