17 июня понедельник
СЕЙЧАС +18°С
  • 30 мая 2019

    Лёгкие комментарии под статьями

    Вас тоже раздражали капчи? Покажите на картинке все гидранты/витрины/светофоры? Если да, то мы идём к вам. Теперь капчи нет. Просто вбиваете имя, текст комментария и он появляется на сайте. Мы по-прежнему будем удалять маты и оскорбления, так что будьте вежливыми и комментируйте на здоровье.

    6 мая 2019

    Страницы авторов

    На нашем сайте снова обновление. Теперь вы можете смотреть публикации каждого конкретного автора в отдельности. Если вы фанат репортажей Александра Зубова или хотите посмотреть все исторические материалы Николая Эйхвальда - достаточно просто нажать на их фамилию под любым их материалом. 

    26 марта 2019

    Делитесь фотографиями!

    Друзья. У нас новый функционал. Теперь любую фотографию на сайте можно не только открыть, но и поделиться ей в соцсетях, для чего под снимком появились специальные кнопки. Пользуйтесь и пишите нам, удобно ли получилось. 

    Еще

«Я вижу непонятных существ, приезжайте!»: как работает мозговой центр омского МЧС

Поделиться

Главный зал, где специалисты проводят почти сутки

В День спасателя, 27 декабря, НГС.ОМСК рассказывает о центре управления кризисными ситуациями — именно сюда стекаются все сообщения о чрезвычайных ситуациях в Омской области.

Время не стоит на месте. Омская каланча в центре города давно устарела, стала памятником и утратила своё первоначальное предназначение. Однако здание рядом с ней уже много лет продолжает кармическую функцию той самой каланчи. Хотя методы сильно изменились. В здании МЧС у Главпочтамта находится центр управления в кризисных ситуациях Омской области (ЦУКС). 

Мы заглянули к специалистам ЦУКС и узнали, как 106 человек буквально живут на работе, собирают сообщения обо всех ЧП и принимают жизненно важные решения.

Жизнь на работе


Едва открылась дверь зала управления, где сидят дежурные, корреспонденты услышали множество голосов. Говорили все. Одновременно. По стационарным телефонам, рациям, коммуникаторам, мобильникам и просто друг с другом. Вокруг людей только мониторы-мониторы-мониторы. На них списки, карты, непонятные мигающие строчки, сводки новостей. 

ЦУКС — мозговой центр МЧС. Сотрудники собирают информацию обо всех чрезвычайных ситуациях, решают, сколько сил отправить на их ликвидацию, передают сообщения в полицию, скорую помощь и другие службы, оповещают жителей Омска о произошедшем, если нужно. Да-да, именно здесь решают, отправить ли вам SMS о штормовом предупреждении. 

Напротив дежурных — огромный экран в центре. На него выводят актуальную информацию, например, данные системы ГЛОНАСС. Она покажет каждую пожарную машину города или ближайшую к крупному ДТП скорую помощь. 

Слева от экрана — сразу несколько мониторов. На одном из них в режиме онлайн идет трансляция с городских камер. Их немного, они расположены там же, где есть экраны для вывода оповещений от МЧС. Например, ближайший — в ТЦ «Омский», над банкоматами. На остальных мониторах постоянно идут выпуски новостей, чтобы знать, о чём сообщают журналисты в разных городах России.

Из интерьера выбивается икона, которая висит в углу. «Это "Неопалимая купина". Можно сказать, наша профессиональная (почитается как заступница при пожарах. — Прим. ред.)», — пояснил замначальника ЦУКС Евгений Соловьёв.

Спальный блок для мужчин

Столовая

На стене сразу несколько часов. Одни из них стоят: их включают только при ЧП и отмеряют время от его начала

На дежурство выходят 18 человек. Они работают сутки — с 18:00 до 18:00, поэтому здесь можно не только поесть, но и поспать. На кухне почти домашняя обстановка — гарнитур, стол со скатертью, микроволновка, два холодильника. Спальные блоки разделены на комнаты для мужчин и для женщин. Поспать разрешают 4 часа. Правда, если случится что-то важное, например, взрыв бытового газа в жилом доме, то сон отменяется.

На серьёзные происшествия специалисты выезжают на такой «Газели». В ней есть аптечки, спецоборудование, средства спасения, переносное освещение, спутниковая связь, генератор и многое другое. Всё, чтобы автономно работать около суток. 

Старший оперативный дежурный

— В день поступает от 200 до 500 звонков. Далеко не всегда они по делу. Много вопросов касается ЖКХ: трубу прорвало, градусник разбили, собака в подвале застряла, — рассказал старший оперативный дежурный. 

Если в городе не произошло ЧП, дежурные терпеливо объясняют, что делать, и перенаправляют сообщение в соответствующую службу. Во время чрезвычайных ситуаций звонки о мелких происшествиях сразу переадресуют в другие службы.

Как-то в ЦУКС дозвонился мужчина: «Я вижу непонятных существ, приезжайте!». К нему выслали патруль полиции, который он также принял за пришельцев. Как выяснилось, омич на даче перебрал со спиртным. «К счастью, таких звонков год от года всё меньше», — сказал Евгений Соловьев.

На телефоне каждого дежурного десятки кнопок быстрого вызова: УМВД, скорая помощь, правительство региона, аварийные службы, офисы различных сотовых операторов и прочие

Спасти жизнь по телефону


Специалист должен разбираться в разных областях. Например, им поступал звонок с трассы Усть-Ишимского района — человек сообщил о ДТП. Первыми на месте оказались очевидцы, они нашли раненого ребёнка. По телефону дежурные рассказали им, как остановить кровотечение до приезда врачей. Так удалось спасти одну жизнь. 

Совершенно невероятный случай произошел поздней весной. В ЦУКС позвонил житель Санкт-Петербурга, который случайно узнал, что омская школьница съела много медикаментов. При этом адреса девочки никто не знал. В течение нескольких минут через соцсети вместе с психологами специалисты нашли учителей школы, в которой учится девочка, и узнали, где она живёт. Полицейские и спасатели приехали вовремя и успели её спасти. 

Никаких эмоций нет...

Дмитрий Карпин

— Я непосредственно выезжаю на места происшествия. Раз на раз не приходится, но случается. Если из крупного то, вот — завод СК горел (пожар тушили около недели. — Прим.ред). Вообще был на разных случаях. Обрушение казармы в Светлом, ДТП у телецентра, где под мостом семья разбилась, помните? — рассказал старший оперативной группы при возникновении ЧС Дмитрий Карпин. 

— Что вы делаете на месте? 

— Сначала собираю информацию о пострадавших, событии, сколько сил, средств привлечено, что сделано и что планируется сделать (эвакуация, например). При обрушении — разбор завалов и прочее. ДТП — самое простое, на что приходится выезжать: всё уже случилось, нет развития событий никакого. Самое сложное — крупные пожары. Хотя, ездил, помните, падение крана на автомобиль. Была неожиданность, когда ребёнка нашли маленького. Никто не ожидал, — на этом моменте специалист отвернулся и начал смотреть в пустоту. 

— В отличие от остальных специалистов вы видите всё непосредственно своими глазами. Это, наверное, серьезный стресс? 

— Никаких эмоций нет. Когда есть эмоции — нет работы. Они бы мешали. Есть должностные инструкции, я ими и руководствуюсь, — глядя вдаль, рассказал Дмитрий Карпин.  

НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих, Олега Малиновского

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Омичка
27 дек 2017 в 14:03

Уже выставляли эту же статью недавно)

ИРИНА
27 дек 2017 в 12:52

Спасибо огромное за Вашу работу!