Образование «Учитель не должен унижать и сравнивать»: омские мамы — о том, почему забрали своих детей из школы

«Учитель не должен унижать и сравнивать»: омские мамы — о том, почему забрали своих детей из школы

Омички перевели детей на семейное обучение

В Омске на семейном обучении находится более тысячи детей

Эти родители не посещают религиозные секты, не живут в лесу и не преследуют цель закрыть ребенка дома или оградить от общества. Просто их дети осваивают общеобразовательную программу вне стен школы, а взрослые полностью берут ответственность за их знания на себя. Одни обучают детей самостоятельно, другие — с помощью репетиторов или онлайн-курсов. Главное — сдать аттестацию. Не стоит путать с домашним обучением, которое оформляется по медицинским показаниям ребенка. На семейное образование может перейти любой ребенок на любом этапе учебного года. Вернуться можно на тех же условиях — когда захочется. Как рассказали в департаменте образования, сейчас на такой форме обучения в Омске находятся 1084 ребенка. Мы поговорили с тремя омичками, дети которых не ходят в школу. Они рассказали, как решились забрать их из учебного заведения, что думают об учителях и системе образования и в какие суммы им обходится такое обучение.

Занятия с репетитором

Нарядное 1 Сентября

Красная бабочка, носки в тон и модный костюм. Родители Ильи тщательно подбирали сыну наряд к его первой в жизни торжественной линейке. Правда, праздник в честь 1 Сентября был под угрозой срыва — в прошлом году школьное мероприятие планировали отменить из-за пандемии коронавируса, но в итоге для учеников 1-х, 9-х и 11-х классов оно всё же состоялось. Мама первоклассника Татьяна Зарубина тогда больше переживала не за то, какое впечатление останется у ребенка от первого звонка, а о том, какие знания он получит в пандемийном учебном году. Опасения были не напрасны. После 1,5 месяца учебы заболел учитель, начались бесконечные замены. Тогда Татьяна решила попробовать заниматься с Ильей дома плюс дополнительно водить его к частному преподавателю — по часу три раза в неделю. Эта практика так понравилась омичке, что она перевела сына на семейное обучение. Для этого обратилась в департамент образования с заявлением, выбрала школу, куда будет прикреплен сын для прохождения аттестации, обговорила способ и сроки сдачи итоговых экзаменов.

В школу Илья ходил всего 1,5 месяца

— В первый год обучения у ребенка закладывается любовь к учебе, а он попадает в этот сумбур пандемии, с постоянно меняющимися преподавателями и отменой занятий. Была еще одна причина — методы воспитания в школе. Они не совпадали с моими, я честно старалась смириться, понять, но не смогла. Я считаю, если учитель выбрал профессию работы с детьми, то должен всегда держать себя в руках, не позволять себе унижений и сравнений из серии «Вот какой ты негодяй, Ваня, а вот Миша — хороший! Смотри на него, бери пример!». Сейчас с детьми так нельзя, они другие, — считает Татьяна.

Она привела еще один аргумент за семейное обучение — свободное время. Его стало значительно больше, и теперь семья Зарубиных всё успевает.

— В школе детей сильно загружают домашней работой. Спросите любую маму — сколько задают этой домашки? У детей не остается времени на творчество, а все, у кого остается, приезжают домой в 9 часов вечера и садятся делать уроки. Дети ведь хотят заниматься и танцами, и пением, и в художку ходить, — продолжает омичка.

На индивидуальных занятиях с педагогом ребенок быстро схватывает материал

Сейчас Илья ходит на индивидуальные занятия к педагогу пять раз в неделю по два часа. Домашнюю работу ему практически не задают — мальчик хорошо усваивает уроки на месте. Учитель занимается с ним по всем предметам, которые необходимы первокласснику, за исключением таких дисциплин, как физическая культура, музыка и изобразительное искусство. Их компенсируют творческие кружки. К слову, в феврале мальчик успешно прошел аттестацию за 1-й класс и перешел к изучению программы за 2-й. Такое обучение родителям Ильи обходится в месяц примерно в 20 тысяч рублей.

Семейная школа

У Светланы Акопашвили пятеро детей, четверо из которых — на семейном обучении

Три года назад омичка Светлана Акопашвили организовала свою мини-школу семейного обучения. Она нашла сторонников, других родителей, вместе с которыми арендовала помещение для учебы детей. К слову, тогда ремонт, мебель и все учебные пособия были за счет государственных компенсаций — подушевого финансирования на каждого ребенка, которое выделяли родителям, выбравшим такой вид обучения. С 1 сентября 2019 года в Омской области выплаты отменили. Многим родителям пришлось отправить своих детей обратно в общеобразовательные школы за неимением средств. Те, кто остался, в том числе и Светлана, скидываются на обучение по 8 тысяч рублей. Этих денег не хватает, чтобы покрыть расходы за аренду, коммунальные услуги и новые учебники, поэтому она оформила ИП и открыла направление дополнительного образования, куда приходят на платные занятия в основном дети из соседних школ. В семейной школе, рассказывает омичка, сейчас занимается 12 учеников, четверо из них — дети Светланы. Она ни разу не пожалела, что выбрала именно этот путь обучения, и по-прежнему тверда в своих убеждениях.

В школе семейного образования Светланы всего учится 12 человек. В третьем и пятом классах — по 5 детей, в 7-м и 9-м классах — по одному

— В общеобразовательной школе нет цели дать качественное образование и создать комфортную атмосферу. Там детей объединяют по географическому признаку. Они разных социальных сословий и разного воспитания. Да и сейчас больше 50% школьников ходят к репетиторам начиная с первого класса. Спрашивается, зачем туда ходить? Чтобы просидеть полдня, а потом еще делать кучу домашней работы? Учителя физически не успевают за 40 минут в классе выдать всю информацию на 30 человек. У всех уровень развития разный. Всем детям нужно разное количество времени на освоение материала, — выражает свое мнение Светлана Акопашвили.

После отмены государственной выплаты многим детям пришлось вернуться в общеобразовательные школы

Также она считает, что учителя в общеобразовательных школах настолько загружены, что у них не хватает времени ни на отдых, ни на саморазвитие. При таких условиях профессиональное выгорание может произойти уже через пару лет — и такой педагог станет неэффективным. Что касается социализации, то, по мнению Светланы, общение дети могут черпать на кружках и секциях. А в общеобразовательных школах ученики приобретают неврозы и психологические проблемы, потому что их загоняют в рамки.

Самостоятельное обучение

Дети омички Юлии К. обучаются дома самостоятельно и практически без помощи мамы. У нее их трое: старший Матвей — восьмиклассник, средний Арсений — пятиклассник и младшенькая Варвара — первоклассница. Сыновья, по словам женщины, изучают школьную программу собственными силами по учебникам, а вот дочери пока требуется помощь.

— Я стараюсь, чтобы они сами вникали. Если у них совсем ничего не получается, тогда я им помогаю. Они сами берут учебник, открывают параграф и читают, потом мы с ними обсуждаем. Если что-то непонятно, тогда я могу уже объяснить. Я их мотивирую, говорю: «Никаких развлечений и компьютеров, пока вы не сделаете свои задания», — рассказывает Юлия.

Никто из детей Юлии не ходил в детский сад. Омичка признается: отдавать детей в чужие руки было жалко, боялась, что к ним будут плохо относиться. Она не отрицает, что здесь роль сыграл ее материнский эгоизм. Когда пришла пора отдавать первого сына в школу, Юлия колебалась, но всё-таки решилась отпустить Матвея в большой мир. Правда, через год семья решила перевести его на семейное обучение. Остальные дети омички никогда не были в школе.

— Я детям предлагаю: если хотите, идите в школу, но они сами не хотят. У нас много свободного времени. Мы сами выстраиваем свой график, когда пойти на каникулы, а когда организовать занятия. Заканчиваем учебу мы раньше, чем это происходит в школах. В мае мы уже отдыхаем. Но, правда, приходится заниматься летом, чтобы к сентябрю ничего не забыть. После каникул сложно начинать, раскачиваемся по чуть-чуть, бывают и капризы. Потом всё нормально. Аттестацию мы сдаем два раза в год. В следующем году старший сын будет сдавать ОГЭ. Я в нем уверена, знания у него хорошие, — продолжает Юлия.

Дети Юлии сами изучают школьные дисциплины

Каждый день ее дети встают в 7 утра. По расписанию бассейн, потом занятия. За учебники они берутся ориентировочно в 09:30. Среднему сыну на самостоятельное изучение школьных предметов требуется около трех часов, старшему побольше — дисциплины сложнее.

Единственная трата Юлии на обучение детей — английский язык. Матвей ходит на индивидуальные занятия к репетитору два раза в неделю. Час у педагога стоит 800 рублей. Средний Арсений посещает групповые занятия по иностранному языку. За восемь занятий в месяц женщина отдает 2500 рублей. В общей сложности за двух сыновей в месяц Юлия платит около 9 тысяч рублей.

По ее мнению, дети не лишены общения — у них полно друзей во дворе, там они и учатся налаживать контакты, играть со сверстниками и разрешать конфликты. Этим летом, например, старший сын впервые ездил в лагерь и за две недели ни разу не попросился домой.

Как вы считаете, может ли семейное образование заменить учебу в общеобразовательных школах?

Да. В школах уровень образования не тот, что раньше
Нет. Ни репетиторы, ни родители не смогут на должном уровне дать знания ребенку
Идея обучать ребенка вне школы неплохая. Но остаётся открытым вопрос социализации
У меня свой вариант
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства