Город «Живут люди. А что делать?»: отправляемся в гости к жителям контейнерного городка под Омском

«Живут люди. А что делать?»: отправляемся в гости к жителям контейнерного городка под Омском

Контейнеры благоустроены: здесь есть электричество, водопровод, туалет и душевая

Корреспондент НГС.ОМСК отправился в Азово, где среди добротных кирпичных домов разместился небольшой посёлок, — там в контейнерах десятилетиями живут люди и ждут очереди на переселение в благоустроенные квартиры.

Село Азово — это административный центр Азовского немецкого национального района. Оно отличается от других сел — здесь множество магазинов, шиномонтажки, достаточно хорошая дорога и много новых кирпичных домов. Есть школа и детский сад. Подъезжая к контейнерному городку мимо мирно пасущихся козочек, ожидаешь увидеть индийские трущобы — наставленные друг на друга железные ящики, грязь, мусор. Но уже издалека становится понятно, что это не так.

Контейнерный городок появился в Азово в 1992 году, когда село стало административным центром и начало расстраиваться и расширяться. В этих контейнерах, которые изначально были оборудованы под жилье, временно разместили переселившихся сюда немцев. Большинство живших здесь людей купили себе новое жилье или получили его от государства, дождавшись своей очереди, на которой стояли со времени переезда в эти домики. Сейчас своей очереди ждут оставшиеся шесть семей. Корреспонденту НГС.ОМСК удалось пообщаться с тремя женщинами, у каждой из которых по-своему налажен быт в домах-контейнерах.

«Делали для себя»


Лилия с мужем три года назад переехали в Азово из Узбекистана. Они купили контейнер за 200 тысяч рублей у предыдущих хозяев, которые в свою очередь выкупили его у администрации. Земля под контейнером и участок муниципальные.

Женщина считает, что вагончики, которые изначально строились для длительного проживания людей, вполне комфортны и жить в них можно. Она рассказала, что в вагончиках есть электричество, подведена вода, есть душевая и туалет. По мнению Лилии, уют в домике зависит от желания и возможностей хозяев.

Когда корреспондент услышал о живущих в контейнерах людях, воображение нарисовало нары, старую мебель, грязь и голые стены. Но зайдя в домик к Лилии, автор удивился — он ничем не отличается от обычной однокомнатной квартиры с неплохим ремонтом. Здесь есть обои, кухонная мебель, диван и кресло, на стенах висят семейные фото в рамках, в углу — «плазма».

— Ремонт мы делали сами, обшивали, клеили. Когда заехали, был бардак. Делали-то для себя, — говорит женщина.

Настоящая проблема для местных жителей — огромные счета за электроэнергию и воду. Всё остальное поправимо, считает женщина. Готовят здесь на газе, а отапливаются электричеством. На электричество уходит от 5000–7000 рублей в месяц. В доме несколько электрических батарей, и в холода это накладно. Но зимой батареи справляются, и в контейнерах тепло. Вагончик утеплён, а крыша покрыта гудроном. Домик стоит на бетонных сваях.

— Работа идёт, жильё строится, просто все возмущаются, что долго. Все же хотят всё и сразу. Один микрорайон Азово-1 уже отстроили, сейчас строят Азово-2. Это же деньги и время. Многих переселили с вагончиков, но лет по 17–20 они ждали, — говорит Лилия.

В областном правительстве рассказывают, что для расселения последних шести семей из контейнеров нужно 9,4 миллиона рублей. В этом году власти планируют расселить две семьи, а в следующем — остальные.

По мнению женщины, как только последняя стоящая в очереди семья получит жильё, их с мужем отсюда погонят, потому что на эту землю имеет виды молочный завод. Лилия пояснила, что у неё с мужем есть еще один земельный участок, где они строят дом, а пока живут здесь. Они планируют забрать свой домик на новый участок и использовать как летнюю кухню.

— Живут люди... А что делать? Хочется, конечно, уже новое жилье, побольше. У меня внуки, они часто просятся остаться переночевать у нас, а куда их тут? — делится женщина.

Село в селе


Некоторые вагончики уже пустуют. Их счастливые хозяева или переехали сами, или дождались очереди на переселение. Большинство из пустых контейнеров выставлены на продажу. Их покупают под хозяйственные нужды, как летние кухни или дачные домики — это удобно, ведь внутри уже есть ремонт, проведено электричество, можно подключить воду.

Местами возле других контейнеров встречаются следы от старых домиков. Их купили и вывезли новые хозяева или решили оставить себе и выкупить у администрации семьи, которым дали жильё. Контейнеры стоят на бетонных блоках. Справа снизу можно увидеть трубы водопровода. Как рассказала одна из местных жительниц, они очень тонкие и зимой часто замерзают — приходится прогревать их тёплой водой.

Мусор из контейнерного посёлка вывозят подолгу после того, как он накопится. В этот раз его увезли прямо перед приездом автора. Со слов местных жителей, он собирается в большую кучу, после чего его увозит муниципальная служба.

Снег зимой постоянно не убирают, иногда могут прогнать трактор, который чистит дорожки, но жители уже привыкли справляться сами.

Жизнь в контейнерном посёлке мало отличается от обычной деревенской — здесь почти у каждого домика есть огород, некоторые держат кур, во дворе лежат колёса с водой для поливки грядок. Часто у домиков есть пристройки, сарайчики или погреба.

На улице играют дети, вдалеке пасутся коровы и козы, а по выложенной бетонными плитами дороге катается парень на велосипеде. Гуляя по поселку, замечаешь, что некоторые контейнеры соединены, и из двух получился дом побольше. Местные женщины рассказали, что кто-то в селе даже построил целый дом из таких вагончиков, поставил крышу, утеплил и обшил сайдингом.

Почему-то ни у кого в контейнерном городке нет собак и не слышно привычного для деревни лая. Зато много кошек, похожих на британцев. Упитанные серые коты уверенно ходят между вагончиками. Они вольготно себя чувствуют, зная что их никто не загонит на дерево.

Автор даже подумал, что это один и тот же кот гуляет по селу вслед за ним, надеясь уехать в Омск, но оказалось, что здесь распространена такая масть. Видимо, одна из породистых кошек погуляла с местным Васькой, а котят раздали соседям.

«Очередь длиной в 24 года»

Анна живёт в контейнере 24 года, она домохозяйка. Женщина приехала сюда из Омска. У неё есть муж Дмитрий, который работает водителем, 18-летняя дочь Даша и два сына. Сейчас её семья первая в очереди на получение 4-комнатной квартиры. Раз в год женщина приходит в администрацию и записывается на приём к главе.

— Обещают, что всё передадут в письменном виде. Но ничего... Я когда на очередь встала, была далеко-далеко. На сегодняшний день я первая. Это уже два года я жду. Пока, говорят, ничего не строят, — говорит Анна и добавляет, что переезда особенно ждёт ее 18-летняя дочь.

Два контейнера, в которых живёт её семья, соединены вместе. Вагончики принадлежат администрации. Места в них достаточно много, есть большая кухня, детская, спальня.

— Когда жара начнётся — всё! Воды у нас не будет, пока дожди не пойдут. Стираемся, моемся, убираемся, варим, посуду моем ночью. Как начнешь с ночи, и до четырёх утра, — делится Анна, объясняя, что ночью остальные жители села не пользуются водой и до них доходит напор.

В последние годы один вагончик начал отходить от другого, и из-за этого между ними скапливается вода. Ремонт в домике приходится делать постоянно: шкурить места с потёками, красить стены. Из-за сырости появляется грибок на потолке и отклеиваются обои. Весной под вагончик, который стоит на бетонных сваях, стекает ледяная вода и потом задерживается прямо под полом.

Отопление в вагончике от котла, но, несмотря на это, зимой в контейнере холодно и сыро.

— Как в ледяной парилке, — говорит хозяйка.

Помимо этого женщина пожаловалась на воровство, пояснив, что каждый год приходится покупать новые вёдра и лопаты.

Но с соседями у Анны дружеские отношения, они привыкли выручать друг друга и искренне радуются, когда кому-то удаётся получить новое жильё.

«Всё нравится»

Владельцев некоторых вагончиках застать не удалось, но по ухоженному газону и недавно использованному мангалу видно, что в нём живут люди.

В одном из домиков корреспонденту открыла дверь женщина. Общаться и показывать свой контейнер она отказалась, но уточнила, что её всё устраивает и жить здесь ей нравится. Она купила вагончик и живёт в нём уже три года. В очереди на жильё женщина не стоит.

«Привычка — дело плохое»

Татьяна Губер живёт в Омской области 21 год. Раньше она жила в селе Глухониколаевка, куда приехала из Казахстана. В вагончике вместе с семьей она ждет своей очереди уже 10 лет. Сейчас женщине 57 лет, она работает в детском саду сторожем. Ей обещают однокомнатную квартиру, поскольку в домике, принадлежащем администрации, прописана только она.

Во дворе у пенсионерки небольшое хозяйство: курятник с целой сворой белых куриц и огород с овощами и зеленью.

Дома у Татьяны опрятно и солнечно. Видно, что она следит за вагончиком, но особенности жилья и осадки берут своё.

— Всё течёт, пол проваливается, доски вон ходуном ходят. Влажность большая, зимой очень холодно. Зимой у меня выходит за электричество 1800 кВт, 5000 рублей в месяц, — делится она.

Женщина рассказала, что за прошлую зиму снег счищали всего один раз, а на различные жалобы жителей администрация отвечает отговорками.

В ванной из отдушины летом летят комары, а зимой дует. Входную дверь приходится завешивать одеялами. Женщина смущается и говорит, что хочется делать ремонт чаще, но, с другой стороны, у неё нет возможности постоянно вкладывать деньги в жилье, которое ей не принадлежит.

— Привыкнуть к такому, конечно, можно, но привычка тут — дело плохое, — заключила Татьяна.

Александр Зубов
Фото и видео автора

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства