Город Сотрудники омской пожарной лаборатории показали, как горел поролон в «Зимней вишне»

Сотрудники омской пожарной лаборатории показали, как горел поролон в «Зимней вишне»

Сотрудник лаборатории повышает температуру в установке до 300 градусов, перед тем как опустить в неё кусок поролона

Корреспондент НГС.ОМСК съездил в испытательную пожарную лабораторию и узнал, как можно определить причину пожара по полу, нескольким граммам земли и обгоревшему проводу.

В испытательной пожарной лаборатории семь человек занимаются исследованиями конкретных случаев, а пять — проводят экспертизы. Они не только помогают следователям и полицейским выяснять причины пожаров, но и проверяют пожарную безопасность в торговых центрах Омска. Если пожарные инспекторы работают с бумагами и смотрят, не загорожены ли эвакуационные выходы, то сотрудники лаборатории выясняют, как хорошо горят стеновые панели на пожарной лестнице или при какой температуре срабатывает датчик сигнализации. Как работает лаборатория, зачем сотрудникам нужен рентген-аппарат и ради чего гибнут лабораторные мыши — в материале НГС.ОМСК.

Лаборатория находится в здании одной из пожарных частей Октябрьского округа

Как в сериалах

Работа в пожарной лаборатории напоминает детективные американские сериалы, в которых эксперты по мельчайшим деталям восстанавливают картину произошедшего. Кажется, что дом сгорел дотла, но сотрудники лаборатории берутся за лопату и метлу.

— Вот деревянный дачный домик сгорел. Сгорело всё. Ну что делать-то, раз сгорело всё? Пол — зеркало пожара. Вот берёшь лопату со щёткой и начинаешь разгребать самый нижний уровень. У тебя постепенно хоть на ковре, хоть на дощатом полу, хоть на линолеуме вырисовывается рисунок пожара. По глубине обугливания можно судить о тлеющем горении, интенсивном, где больше горело, где меньше. Вот здесь, спрашиваем у хозяев, что стояло? Они вспоминают: обогреватель. Гребём дальше, уже ищем остатки. Вот это от него остатки радиатора? Ну да, похоже. Вот так выходим на нужный путь, — привёл пример глава лаборатории Дмитрий Серов.

Простой, на первый взгляд, прибор разогревает всё, что в него положат, до 750 градусов

Случайность или поджог?

Каждый пожар уникален. Двух одинаковых не бывает. Но опыт расследования очень помогает в работе.

— Если очевидец говорит, что машину чем-то облили и подожгли, — это субъективно, но если это подтверждает аппаратура, то это уже объективно, — продолжил глава лаборатории.

Кажется, что найти подтверждение поджога машины очень сложно, ведь в автомобиле и так есть горючие материалы. Как обнаружить следы того, который использовали при поджоге? Оказывается, это вполне реально. Даже переносная аппаратура может найти следы легковоспламеняющихся веществ. Дальше нужно найти следы там, где их, по теории, быть не может. Бесследно жидкость не сгорает — микрочастицы могут остаться в грунте, куда она стекла по капоту, на остатках кузова. В лаборатории более габаритные приборы могут установить точно, что это было: растворитель, средство для розжига костров или недавно выпущенный высококачественный бензин. База всех таких веществ — единая для России и ежедневно пополняется новыми жидкостями.

У входной двери стоит стенд с предметами, которые уже стали причиной пожара

Были в практике и совсем необычные случаи. Дмитрий Серов вспомнил, как много лет назад, когда страховые компании в разных городах не взаимодействовали, мошенники возили сгоревший BMW из одного региона в другой, заявляли о пожаре и получали страховые выплаты.

«По-геройски должна себя вести автоматика»

Каждый пункт техники безопасности, в том числе пожарной, написан кровью. Каждый новый пожар демонстрирует, что это знают не все.

— Пожар в посёлке Новоомский, где погибли пять человек. Где человек решил приготовить на плите поесть… Люди сами себя спасали в первые минуты пожара. Молодая мама, которая вывела свою маму и дочку и вернулась за другими детьми… Другие жители, которые, к счастью, живы, тоже вели себя по-геройски. А должна была вести себя по-геройски автоматика, — вспомнил руководитель.

Пожар в кемеровской «Зимней вишне» — трагедия федерального масштаба, запустившая волну проверок торговых центров по всей стране. С тех пор ежедневно специалисты проверяют по одному ТЦ в день вне зависимости от объёмов. А работы там много, ведь только люди с оборудованием могут выяснить, правильно ли действует система противопожарной защиты, срабатывает ли при задымлении вытяжка, на какую температуру реагируют датчики и так далее.

Сжечь, чтобы изучить

Кемеровские следователи прислали в омскую лабораторию аналоги поролона, который был в сухом бассейне в «Зимней вишне», откуда распространился пожар. Специалисты должны провести экспертизу и узнать, насколько быстро и сильно он горит, насколько он токсичен, какая температура нужна, чтобы он воспламенился.

Это всё, что осталось от куска поролона размером с кирпич за несколько секунд

Любая экспертиза начинается с того, что сначала пробник кладут в специальный прибор для определения негорючих материалов. В чаше, изготовленной из особой белорусской глины, его разогревают до 750 градусов. Для понимания: алюминий плавится при температуре от 660 градусов. Если после такой процедуры материал остался целым, то его признают негорючим — остальные экспертизы не нужны. Если он сгорел, то дальше образцы начинают испытывать в других агрегатах и приборах. В одном агрегате весь дым от сгорания собирается в специальный шкаф и лазер замеряет, какой он плотности. В другом проверяют, как огонь распространяется по материалу по горизонтали. В одном из кабинетов стоит рентген-аппарат. На врачебный он не похож, а радиации в нём ещё меньше. С помощью него можно просканировать участок провода и по деформированным частям понять, мог ли он стать причиной короткого замыкания.

Некоторые аппараты используют «биологический материал» — живых лабораторных мышей. Их садят в клетку и проверяют, как на них воздействует дым. На каждое погибшее в аппарате животное, вероятно, приходятся десятки сохранённых человеческих жизней.

Клетка в нижней части предназначена для мышей, жизнями которых жертвуют ради безопасности людей

Борьба за истину

Омская испытательная пожарная лаборатория является главной в Сибири. За последние несколько лет организация обучила более 130 специалистов, которые сейчас помогают выяснять причины пожаров в Красноярске, Новосибирске, Томске и других городах СФО. Семеро омских специалистов не только помогают в расследованиях, но и проверяют заведения на пожароопасность.

— Есть такой пожарный треугольник. Это то, что все должны знать как «Отче наш». Пожарный треугольник — это окислитель (как правило, это кислород), источник возгорания и горючий материал. Об этом нужно знать не только для того, чтобы установить причину пожара, но и для того, чтобы его избежать. Достаточно убрать из этого треугольника что-либо, и пожара не будет. Убери окислитель (доступ воздуха) — пожара не будет. Убери источники возгорания — пожара не будет. Замени материал на трудновоспламеняемый, и пожар с большой вероятностью не произойдёт, — добавил Дмитрий Серов.

НГС.ОМСК
Фото, видео Олега Малиновского

Присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте»
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства